наталья спрашивает:
Чем отличается православная вера от ислама? Господь один у всех? Или у каждой веры свой бог?
Прот. Аркадий отвечает:
Здравствуйте, Наталия.
Простите, что замедлил с ответом.
Главное и принципиальное отличие православной веры от ислама в том, что для православных, как и для всех христиан, принимающих в качестве гланого вероучительного основания своей веры Священное Писание Нового Завета, содержание которого принимается как Божественное откровение, вместе со Священным Преданием Церкви, которые свидетельствуют, что Иисус Христос есть Сын Божий, равнобожественный Своему Небесному Отцу - Богу, и Сам по природе - Бог, ставший ради нашего спасения человеком, т.е. ставший после воплощения Богочеловеком, никак не умаляя при этом Своего божественного величия. Об этом достаточно полно и лаконично изложено в православном Символе веры, который можно найти в любом православном молитвослове(молитвеннике) в разделе "Молитвы утренние". Ислам не принимает этого вероучения, почитая Иисуса Христа только как великого пророка (пророк Иса) и отвергая Его Божество, крестную смерть и воскресение из мертвых. Для христиан Бог - Святая Троица, три равнобожественных Лица (Личности) - Отец и Сын и Святой Дух, которые при этом суть Единый Бог. Для мусульман Бог - Аллах (евр. Элоах) - строго единственная Личность. Ясно, что эти веры несовместимы.
Господь Бог есть Бог единый (Мк 12,29). Это - первая по значимости заповедь как Ветхого так и Нового Завета. Но разные веры видят Его по-разному. Атеисты вообще не видят и поэтому отрицают Его бытие. Это такая у них вера. Язычники в древности считали, а нынешние и ныне считают, что богов много, и воздают им божественные почести. Это тоже такая вера. Есть множество других верований и вер - это разные вИдения и понимания Божественного, имеющие разные степени приближения, или отклонения, или искажения, или полного отвержения Истины, которая , конечно, только одна, и явлена в полноте и чистоте только в православии. Для православных, естественно.
Надеюсь, что как мог, ответил на Ваши вопросы.
Простите.
о.Аркадий Штейнберг.
Серафим спрашивает:
Что ждет священника по благословению которого погибла большая христианская, многодетная семья.
Прот. Аркадий отвечает:
Вопрос заключает в себе некий парадокс, для разрешения которого нужно либо иметь благодатный дар вИдения тайного смысла, либо предпочесть перебором различных вариантов понимания сложившейся ситуации сообразить, в чем состоит вопрос.
Ни первый, ни второй вариант не являются для меня возможными. Поэтому, если автор действительно ищет ответ на данный непростой вопрос, сначала ему нужно разобраться с тем, чего он сам хочет, или описать предлагаемые обстоятельства с достаточной для понимания степенью конкретности.
К сожалению, в имеющемся виде вопрос выглядит провокационно.
Александр. спрашивает:
Где в Библии говорится, что дети от Бога , а не по естеству. Семья в плену, можно ли идти в бой с оружием, или оставить все на Бога и молится, как сказано в Евангелии. Но помощь почему то не приходит? Слушать ли священников страдающих алкоголизмом, и советующих обращатся к колдунье за помощью. Или тех кто живет не благочестиво и от них часто слышишь тоже, что когда то говорили колдуны?
Прот. Аркадий отвечает:
1. Где в Библии говорится, что дети от Бога, а не по естеству.
То, что дети «не по естеству» не говорится нигде. Дети по плоти рождаются по закону естества, с учетом того, что там, где хочет Бог, побеждается естества чин, «творит бо елико хощет»(Великий покаянный канон прп. Андрея Критского). Так и Господь воплотился, сойдя в девственную утробу Своей Пречистой Матери, сверх естественно, и родился от Нее, не нарушив девства Ее, также сверх закона естества, но по плоти пребывал во чреве Ее и развивался по законам естества.
О детях по духу сказано: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»(Ин 3:6). О детях в общем смысле сказано:
Вот наследие от Господа: дети – Пс 126:3;
Вот я и дети, которых дал мне Господь – Ис 8:18.
2. Церковь всегда благословляла защиту обидимых и притесняемых, слабых и беспомощных, в том числе и силою оружия, считая это делом правым. И за православное воинство и воинов всегда молилась и молится. Только никто не может отменить слов Христа «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52). И сражающиеся воины, если они христиане, готовы отдать за правое дело свою жизнь на поле брани, отдать жизнь временную и наследовать вечную, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин 15:13).
Если же ты не воин, или не готов к этому подвигу души, то можно и трудиться и молиться, помогая общей победе над врагом.
В Евангелии нигде не сказано, что нужно «оставить все на Бога и молиться». То, что должно всегда молиться и не унывать – сказано (Лк 18:1). Но молитва не есть магическое заклинание, приводящее к «немедленному результату», но смиренное прошение. И получение просимого зависит не от желания просящего, а от Бога Всемогущего. О том, почему мы не получаем просимого, см. Иак 4:1-4.
3. Слушать надо тех, кому ты доверяешь в верном понимании воли Божией, которая нам открыта в Церкви, прежде всего в Святом Евангелии Христовом, и далее – в Священном Писании и Священном Предании, опять-таки – прежде всего – в учении святых отцов.
Верное же понимание должно являться в усвоении этого учения в жизни. Чтобы было чему научиться.
Примеры, которые Вы приводите, - очевидно негативные, а вопросы – риторические. Думаю, Вы и сами это понимаете.
Слушать надо Христа Спасителя, и учиться надо у Христа, как сказано – «один у вас Учитель – Христос» (Мф 23:8). Постараемся исправить свою совесть в Духе Христовом, и ее тоже можно будет слушать.
4. Хотя священники поставлены учить свою паству Истине, дар учительства не является автоматическим приложением к сану.
Так что будьте разумны в выборе, кого слушать.
Помоги Вам Господь. Простите.
Ангелина спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка! Хотели бы покрестить мою двоюродную сестренку (4 года) в Вашем Храме в ближайшее время. Подскажите, пожалуйста, как это можно сделать? Нужно ли крестным родителям предварительно проходить беседу? Нужна ли предварительная запись?
СпасиБо!
Прот. Аркадий отвечает:
Здравствуйте.
Простите за задержку ответа, на то были причины. Возможно сейчас он уже не актуален для спросившего, но пригодится впоследствии для других.
Для крещения младенца или малолетнего отрока необходимо, чтобы РОДИТЕЛИ и ВОСПРИЕМНИКИ (так правильно называются "крестные") прослушали (поучаствовали) цикл из нескольких огласительных бесед, подготавливающих участников к таинству Крещения самих участников, их детей или находящихся под их опекой и занимающихся их воспитанием.
Эти беседы охватывают определенный объем сведений о христианском вероучении, церковной и христианской жизни, и предполагают, что их участники не только примут к сведению содержание этих бесед, но и станут на путь применения их в своей жизни, вхождении в благодатную жизнь Церкви Христовой и введении в нее своих детей на основании их христианского воспитания.
Этот процесс называется воцерковлением и необходим для отдалившихся от Церкви христиан. Обычно для этого необходимо 3-4 беседы примерно по 45-60 минут. Если же родители и крестные являются людьми церковными, или уже участвовали в огласительных беседах, то бывает достаточно одной беседы для уточнения некоторых конкреных моментов предстоящего таинства. Эти беседы не обязательно проходить в том храме, где предполагается совершение Крещения, но в таком случае необходимо иметь справку настоятеля того храма, в котором родители или крестные участвовали в огласительных беседах. Разумеется, что формальный подход в таких вопросах недопустим, также как и пренебрежение к принятом в Русской Православной Церкви в настоящее время положением вещей, касающихся подготовки к таинству Святого Крещения.
В нашем приходе таинство Крещения совершается довольно редко, всего несколько раз в году, поэтому никаких предварительных записей нет, но необходимо договориться со священником в дне и времени совершения таинства. В случае экстренных обстоятельств (опасности для жизни ребенка, например), Крещение совершается незамедлительно при условии исповедания родителями и крестными православной веры и готовности осуществить христианское церковное воспитания ребенка.
протоиерей Аркадий Штейнберг.
Елена спрашивает:
Здравствуйте, батюшка.
Посоветуйте, как быть: пожилые родители - крещенные, но не воцерковлены. У отца больное сердце, по словам врачей жить ему еще полгода. Дочь (верующая женщина)пытается говорить о необходимости причащения, но мать против - говорит, что это нужно только непосредственно перед смертью. Человек старой советской закалки - переубедить пока не получается. Отец находится под сильным влиянием жены, и против ее воли не пойдет. Как лучше молиться о данной семье? Кому?
Подскажите, в каких случаях можно читать Евангелие за конкретного человека(с молитвой о спасении ближних)? Нужно ли брать на то благословение?
Прот. Аркадий отвечает:
Как быть в конкретной ситуации, может ответить только человек, знающий ее конкретно или получивший откровение. Я не отношусь ни к одной из этих категорий, посему попробую ограничиться некоторыми общими указаниями.
1. Если хочешь спасти других, даже самых близких и любимых - начинай с себя. Сам приближайся к Богу старательным исполнением Его заповедей (Евангельских) и духовной жизнью (молитвенной, церковной, покаянной и таинственной). "И Отец твой, видящий тайное" (желание твоего сердца), "воздаст тебе явно" (разрешением тяготы этой ситуации). Об том говорит Христос - о сучке в чужом глазу при бревне в своем, об этом прямо ответил прп. Серафим - "стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".
2. Нужно помнить, что "никтоже благ, токмо един Бог", "хотяй всем спастися и в разум истины приити". И только Он может мертвых (духовно) воскресить и из камней воздвигнуть чад Аврааму (отцу верующих). Но при этом и наши усилия необходимы, потому что Он должен быть хоть кому-то нужен в Вашей семье. Кто-то в этом Вашем соединении должен приносить Богу живую молитвенную жертву, ходатайствующую о спасении всех вас.
Это - самое важное, потому что Вы уже видели, что наша художественная самодеятельность ни к чему плодотворному не приводит, но бывает еще хуже. Лучше вести себя максимально корректно и делать добро по любви к нуждающемуся, не насилуя его и не ломая. Трудиться и надеяться на Бога, и не унывать (притча о неправедном судии). Ибо нет пророка во отечестве своем, и врач не пользует домашних своих.
3. Из молитв проще всего постоянно творить молитву Иисусову (в варианте "помилуй нас"), и апостолов:"Господи, умножь в нас веру".
4. Раз Вас не слушают, это не означает, что никого не будут слушать. Попробуйте пригласить домой священника под благовидным предлогом - освящение квартиры или для совершения молебна об исцелении болящего (желательно с водоосвящением). А после устроить небольшое чаепитие с беседой в непринужденной обстановке. Это может разорвать патовую ситуацию и дать новый импульс для дальнейшего движения.
Вот кратко все соображения, пришедшие мне на ум. Положение сложное, но не безнадежное. Лучше поистине обратиться в последний день своей жизни, чем имитировать его заранее без веры, "на всякий случай", и в таком положении не прийти ко Христу.
Простите, если в чем-то ошибаюсь. Вообще же это вопрос к духовнику.
о.Аркадий Штейнберг.
р.Б. Анна спрашивает:
Батюшка, благословите.
В канун Рождественского поста маюсь вопросом: допустимы ли при сухоядении соль (выварочная), сахар (опять же, варится при производстве), чай (варёной водой заливается). В литературе и среди людей встречаю разные мнения.
В прошлом году именно этот пост по монастырскому уставу держала, в дни сухоядения питалась без соли, сахара, горячих напитков (как сама поняла термин). Тяжеленько в такие дни приходилось, но выдержала с Божьей помощью. И получила результаты - многое переосмыслила, по другому взглянула на жизнь и др. С одной стороны - не хочется устраивать себе "лишних мучений". А с другой - не хочу остаться без плодов поста. Тем более из-за поблажек, которые могла бы не допускать.
Р.S. Чревоугодие - один из самых главных моих грехов.
Спаси Господи.
С уважением, р.Б. Анна.
Прот. Аркадий отвечает:
Дорогая Анна, здравствуйте.
Господь да благословит Вас.
Тот вопрос, которым Вы мучаетесь накануне Рождественского поста, следует адресовать духовнику, который знает Вас, Ваше духовное состояние, Ваше жизненное устроение и которому Вы доверяете. И который способен различить, что для Вас благо, а что - нет в плане проведения поста, и благословить тот или иной образ его прохождения.
Если же такового у Вас нет, то могу посоветовать Вам держаться царского, т.е. срединного (в смысле строгости) пути, не уклоняясь ни направо - в чрезмерную скурпулезность, ни налево - в беспечность небрежения. Чтобы проводить пост, как мне кажется из Вашего вопроса, так "правильно", нужно иметь либо монашеское устроение жизни в монастыре при постоянном контроле Вашего духовного состояния со стороны старца, или постоянное общение с ОПЫТНЫМ духовником (в миру). В противном случае таковые вопросы мне представляются несущественными для Вашего преуспеяния. Более того, слепое следование внешним формам строгости, может оказаться для Вас душевредным, т.к. приведет Вас к высокоумию, мнению о себе, самодовольству и всепожирающей гордыне. Нужно еще посмотреть, что это были за результаты, о которых Вы упоминаете, и каковые желаете пожать плоды. Ведь из Ваших слов кажется, что все здесь зиждется на САМОоценках и САМОощущениях, а это путь крайне ненадежный, как сказано (кажется) у прп. Иоанна Лествичника: "Видел ли ты прельщенного? Знай, он поверил себе".
Для новоначальных, каковы практически мы все являемся, полезное умеренное и посильное проведение поста внешнего, при внимательной молитве, регулярном приобщении Св. Тайн и по возможности чистой исповеди и мирном и терпеливом устроении души. "Плод же духовный есть ..." (Гал. 5, 22-24). Также и Иак. 3,18.
Теперь о конкретных вопросах. Ни соль, ни сахар, ни горячая пища при посте в мирских условиях не возбраняются при умеренном употреблении по потребности, а в монастырских употребляются по благословению, ради святого послушания, которое, как известно, выше поста и молитвы.
Простите, ответил, как понимаю. Мог и ошибиться. Помоги Вам Господь.
о.Аркадий Штейнберг.
Татьяна спрашивает:
Мой телефон 916-207-38-64
Татьяна спрашивает:
Будем рады помочь. Весной обязательно постараемся с Вами встретиться,рассказать все, что знаем и показать фотографии храма.
Прот. Аркадий отвечает:
Спаси вас Господь. Чтобы дожить до весны, нужно подготовить хорошую телегу зимой. Попробуйте как-то со мной связаться или оставьте ваши координаты в вопросе. Вопрос не попадает на сайт без помещения его туда администратором, так что ваши данные останутся конфиденциальными.
о.Аркадий Штейнберг.
Татьяна спрашивает:
Здравствуйте, батюшка. Хочу немного рассказать о судьбе храма с.Теплое. Разрушать храм начали рабочие из Клина, которые приезжали на сельхоз.работы в помощь колхозу. Затем им стали "помогать" жители дальних деревень, разбирая по ночам печи храма на кирпич и т.д. Местные жители отбивали. охраняли и тушили пожары как могли, но что могут сделать несколько пожилых женщин против крепких мужчин. Самые сильные разрушения начались после того как из деревни уехали последнии жители. Пришлые люди начали усиленно искать клады (коих там отродясь не было). Икона, которая сейчас находиться в Преображенской церкви п.Нудоль, сохранилась благодаря последним жителям с.Теплое. А с.Теплое к моему большому сожалению, опустело по естественным причинам, а не из-за переселения людей в центральную усадьбу, как было написано.
Прот. Аркадий отвечает:
Благодарим за предоставленную информацию. Предшествующие описания скорбных событий, связанных со Знаменским храмом и с бывшими селами Теплое и Марьино были составлены по узкому кругу источников и, естественно, могли содержать неточности и ошибки. Если возможно, оставьте Ваши координаты для связи. Надеемся, что в результате совместных усилий будет составлена полная и точная картина разорения храма и уничтожения Теплого и Марьино.
о.Аркадий Штейнберг.
Юлия спрашивает:
Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста:
Можно принять за истину то, как я думаю?
1) Господь выше всего, что когда-либо было, есть и будет, Он предел всему, потому-что лучше Его быть нельзя и одновременно беспредел, потому-что СВЕРХВСЕСОВЕРШЕНСТВИЕ Божие во всём бесконечно.
Он ТАКОЙ, что даже бесконечно выше Своей Личной Сущности (предела) и беспределен в Своём бесконечном СВЕРХВСЕСОВЕРШЕНСТВИИ (беспредела). Потому-что нет таких слов, мыслей и т.д., которые могли бы описать и выразить Его. Он бесконечно выше даже всего этого. И до конца непостижим даже за вечность. Наивысший Абсолют и Разум Его и Сила и Совершенства и всё остальное - бесконечны. ОН - СВЕРХВСЕСОВЕРШЕННИЙШИЙ во всём!!!
P.S. Понимая, бесконечное величие Бога, которое не может вместится в наш разум, я переживаю, что даже в своё сердце не могу вместить Его. ОН ТАКОЙ, что когда даже слегка задумаюсь, кажется лучше не углубляться, иначе "снесёт крышу". Я права?
Прот. Аркадий отвечает:
Здравствуйте, дорогая искательница истины.
Вы задали сразу несколько вопросов, предложив мне как-то разобраться в Вашем видении Бога. Некоторые стороны этого видения и попытка их словесного выражения представляются вполне адекватными с точки зрения православного учения о Боге (утверждения о Его совершенстве, принципиальной непозноваемости-непостижимости Его сущности, и, как следствие, невместимости Безмерного в наш ограниченный разум, и подобные сему утверждения). Далее Ваше изложение начинает соединяться с эмоциональным переживанием этого видения, и Вас несет на рифы… Вы употребляете не вполне понятные выражения и словосочетания, которые требуют уточнения Вашего понимания и не могут быть однозначно (недвусмысленно) интерпретированы в контексте православной догматики, где оны достаточно ясно определены. От этого выражения становятся туманны, и выводы не представляются определенно истинными. Таково , например утверждение « Он ТАКОЙ, что даже бесконечно выше Своей Личной Сущности (предела) и беспределен в Своём бесконечном СВЕРХВСЕСОВЕРШЕНСТВИИ (беспредела) ». « Он … выше Своей Личной Сущности », при неопределенности основных понятий , скорее всего содержит в себе противоречие или ошибку. В православной догматике есть близкое положение о примате(превосходстве, первичности) Личности над Сущностью. но при внимательном его рассмотрении, оно представляется не столь простым и очевидным., и требует более глубокого проникновения в это утверждение.
Подробнее, простите, не могу. А то, что Бог совершенен и всесовершенен, думаю , ни для кого не вызывает сомнений.
И , наконец , последнее. От попытки видеть Бога и как-то говорить о Нем, Вы переходите к попытке вместить Его в свой ум и даже в сердце, терпите неудачу, и начинаете бояться, что снесет крышу… Мне представляется это некоторым движением к духовной жизни, которая имеет конечной целью приближение к Богу и соединение с Ним до пребывания в Нем и Его в нас. Иначе – вхождении в Царствие Божие. Это осуществимо только через Церковь Христову, пребывание в Ней, приобщении благодати Божией посредством церковных таинств, исполнением заповедей Христовых и в следовании в духовной жизни учению святых отцов. Одним из таковых положений является заповедь о мудровании СМИРЕННОМ. а то может не только крышу снести, но и все остальное.
Простите, не уверен, что в точности ответил на Ваш вопрос. Да к тому же не очень понятна степень Вашего воцерковления, от которой многое зависит. Советую почитать книжку по православному догматическому богословию, например, иерея Олега Давыденкова. Там можно понять, какое значение обычно вкладывается в употребляемые Вами понятия. Если у Вас возникнет желание пообщаться на интересующие Вас богословские темы поподробнее – пишите. Или приезжайте.
прот. Аркадий