Преображенская церковь пос.Нудоль Клинского района. - Преображенская церковь пос. Нудоль
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Московский Патриархат, Московская Епархия.

Преображенская церковь пос. Нудоль

Храм в Нудоле в XVII–XVIII веках

История Преображенской церкви села Спасского, что на Нудоле, восходит к началу XVII века. Первое известное упоминание о селе Спасском относится к 1619 году, когда оно было приобретено у Петра Андреевича Нащокина Борисом Ивановичем Нащокиным. Само название – село Спасское – свидетельствует о наличии в селении храма, посвященного Спасителю. По писцовым книгам Дмитровского уезда 1627 года в селе Спасском находилась деревянная церковь Преображения Господня. Здесь же упоминается служивший в храме священник Игнатий Никитин. Это было почти 400 лет назад. Сведения, относящиеся к такой древности, обрывочны и собираются по крупицам. Так известно имя еще одного священнослужителя Спасской церкви XVII века – в 1678 году здесь служил священник Филипп Сазонов.

В XVIII веке сведений больше. В переписных книгах по Дмитрову за 1705 год находим следующее: «…за ним же князем Федором Тюфякиным село Спасское, а в том селе церковь Преображения Господня, а в этой церкви двор попа Лаврентия Петрова, у него дети Захар тридцати лет, этой же церкви во дьячках, Иван двадцати пяти лет этой же церкви в пономарях».

В 1742 году в церкви служил священник Сергий Васильевич Смирнов. Он был посвящен в священный сан Преосвященным Митрофаном, епископом Тверским и Кашинским 12 сентября 1742 года. Отец Сергий служил в храме до 1768 года, то есть 26 лет. Его старший сын Василий помогал отцу в алтаре – был дьячком с 1755 года, а после кончины отца в 1768 году был рукоположен во священники и наследовал место его служения. В это же время ему сослужил младший брат Петр – с 1768 года как дьячок, а с 1788 года как дьякон. Отец Василий прослужил в церкви 22 года – до 1790 года, а дьякон Петр – до 1799 года.

Во время служения отца Сергия в 1761 году деревянный Преображенский храм сгорел. К этому времени он был уже с приделом пророка Илии. Владелец села Спасского князь Петр Тюфякин незамедлительно обратился в Переславльскую Духовную консисторию с просьбой о построении вновь той же церкви. В 1768 году строительство было завершено, и церковь была снабжена всем необходимым для богослужения. В феврале отцом Сергием было отправлено прошение об освящении восстановленного храма, а 5 марта, завершив свое земное служение, мирно отошел ко Господу. В этом же году церковь была освящена, и служение в ней стал совершать, как указано выше, отец Василий.

 

Каменный храм

В конце 70-х годов XVIII века открывается новая страница жизни Преображенского храма. В 1773 году князь Тюфякин продает село Спасское подпоручику Матвею Зиновьеву, а тот в свою очередь продает его в 80-м году капитану артиллерии Блудову Ивану Яковлевичу. Но!.. продает с уже строящейся каменной церковью и действующей деревянной. Новая церковь состояла из двух приделов: главного – Преображенского – летнего, и зимнего (малого) – в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость».

Официальной датой освящения храма называется 1791 год. Дело в том, что в этом году был освящен главный придел, а первоначально богослужения совершались в Скорбященском приделе уже с 1788 года, когда он был освящен, при неосвященном «за неокончанием иконостаса» Преображенском приделе. С этого времени храму по штату полагался диакон, которым становится упоминавшийся младший брат отца Василия Петр.

Новая церковь была построена в непосредственной близости от старой деревянной. Об этом свидетельствует сравнение межевых планов за 1775 и 1825 годы. Учитывая этот факт и документальное свидетельство о приобретении капитаном Блудовым села Спасского с уже строящейся каменной церковью в 1780 году, можно сделать вывод, что постройка первоначально планировалась как храм, так как на церковной земле невозможно было бы построить «господский дом или театр», каковое мнение встречается в различных исторических документах.

После 1791 года деревянная церковь дважды переносится на другое место, а в конце 30-х годов XIX века упраздняется за ветхостью.

 

В период с XVII по XVIII век Преображенский приход входил в состав разных епархий. В XVII веке село Спасское относилось к Дмитровскому уезду Ижевского стана (Дмитровская десятина). В 1707 году церковь была перенесена из Дмитровской в Волоколамскую десятину. При этом Клинское духовное управление до 1764 года относилось к Тверской епархии. С 1764 по 1788 годы храм находился в введении Переславльской Духовной консистории, а с 1788 года относился к Московской Духовной консистории.

В XIX веке храм дважды перестраивается. В начале 50-х годов Скорбященский придел разделяется на два этажа, теплым становится верхний этаж, куда и переносится указанный придел. Нижний этаж остается без богослужебного употребления. В алтаре Преображенского придела на уровне второго этажа устраиваются хоры, которые располагаются вдоль восточной стены по всей длине алтаря в виде балкона. Тогда же на юго-восточном и юго-западном углах к храму пристраиваются две башни для переходов с первого на второй этаж.

В 1872 году неиспользуемый первый этаж бывшего Скорбященского придела обустраивается как придел преподобного Сергия Радонежского и освящается в 1873 году.

Из священнослужителей в это время отметим священника Антония Воскресенского, дольше всех служившего в этом храме – с 1812 по 1853 год, то есть более 40 лет. Во время его служения в 1838 году храм во время архипастырской поездки посетил выдающийся иерарх Русской Православной Церкви святитель Филарет Московский.

Полный список священнослужителей Преображенской церкви приводится ниже.

Рядом с храмом находился погост. За алтарем были захоронены священнослужители, а рядом со входом в храм – некоторые владельцы села Спасского, из которых наиболее известны подпоручик Пион Нудольский (в историческом паспорте на храм ошибочно называемый Леоном), и генерал-майор Василий Святогор-Штепин.

 

Обновление храма

В первом десятилетии XX века село Спасское приобретает Василий Щербаков, человек достаточно состоятельный, весьма деятельный и искренно благочестивый. Являясь владельцем кирпичного завода, он строит напротив села Спасского на другой стороне реки Нудоль кирпичную ткацкую фабрику (1911 год), которая и доныне является действующей, а до 90-х годов XX века являвшуюся «градообразующим» предприятием поселка Нудоль. Для рабочих фабрики Щербаков построил рабочий поселок, рабочие казармы, действующую и в настоящее время сельскую больницу, состоявшую из нескольких корпусов. Через дорогу напротив храма он строит для себя двухэтажный дом (так называемая «Усадьба Щербакова»), в котором в советское время разместили школу, а затем – складские помещения.

Щербаков становится старостой Преображенской церкви и на свои средства полностью перестраивает ее. Для этого он расходует 24000 рублей – сумма весьма внушительная по тем временам, если учесть, для сравнения, что курица стоила полторы копейки, корова – 20 рублей, а лошадь – 25 рублей.

Проект перестройки был рассмотрен и утвержден в 1910 году, а через год церковь был перестроена и освящена. Прежняя колокольня, находившаяся в центре храма, была разобрана, из главного придела убраны поддерживавшие ее столбы, на месте старой колокольни был водружен большой купол с невысоким барабаном и покрыт позолотой. Пол в главном приделе был покрыт метлахской плиткой, ничему не соответствующие боковые башни были ликвидированы. К храму был пристроен притвор с новой колокольней.

Преображенский храм заметно преобразился. Как писали «Московские церковные ведомости» 10 июля 1911 года «обновленный наш храм и наружным, и внутренним видом производит прекрасное впечатление, и является теперь одним из лучших сельских храмов Клинского уезда». Освящение храма явилось заметным событием не только уездного, но и епархиального масштаба.

 

Закрытие храма

Революция коренным образом изменила церковную жизнь. Это изменение коснулось всех, в том числе и небольшого сельского прихода Преображенской церкви. За 1917 год в храме поменялось три настоятеля, чего раньше никогда не было. Священник Михаил Соколов служил до июля, затем был переведен в Покровскую церковь города Москвы при Покровской общине сестер милосердия. Вместо него с июля по декабрь служил только что рукоположенный во священники отец Владимир Осташевский, до этого прослуживший в этом храме дьяконом более 20 лет. В декабре во священники рукополагается отец Митрофан Величкин, на долю которого выпала основная тяжесть по спасению прихода от нападок богоборческой власти вплоть до закрытия храма в 1934 году. Наверное, в обычное время отец Митрофан, окончивший Лаврское училище иконописания и не показавший во время учебы особенных талантов, вряд ли достиг бы священнического сана, оставаясь на причетнических должностях. Но Господь наградил его невидимым талантом – талантом веры, и он, став священником, дорожил своим призванием, и остался верен ему до конца.

В 1922 году, во время голода в Поволжье, государство проводило кампанию по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих. Коснулась она и Преображенской церкви. В соответствии с протоколом от 4 мая 1922 года, составленным Клинской Комиссией по изъятию ценностей и подписанным представителями верующих – священником Митрофаном Величкиным, дьяконом Михаилом Всехсвятским и гражданами Ковалевым и Орловым, - было изъято 10,5 кг серебра, в соответствии с общей описью ценностей. Этот вес составили снятые с икон серебряные ризы, оклады, венчики, лампады, напрестольные кресты, богослужебные сосуды (что не было благословлено святым патриархом Тихоном), оклады с напрестольного Евангелия и пр. В документе также указано, что «со стороны представителей общины верующих при передаче ценностей жалоб на допущенные неправильности» не было.

Следующий документ этого периода датируется 8 мая 1934 года. Это «Постановление Президиума Московского Областного Исполнительного Комитета Советов Р.К. и К.Д.». В соответствии с «ходатайством Новопетровского РИК’а о закрытии церкви в селе С. Нудоль… принимая во внимание, что 1) здание церкви… пришло в полную ветхость, о чем свидетельствует акт технической комиссии, 2) группа верующих не пользуется указанным зданием с 1926 года… Президиум резрешил Новопетровскому РИК’у церковь в селе С. Нудоль закрыть, а здание разобрать». В конце Постановления указывается, что «полной ликвидации церкви не производить впредь до получения особого извещения от Мособлисполкома о вступлении в силу настоящего постановления». Каким образом вновь перестроенное каменное здание с метровой толщиной стен могло за 23 года эксплуатации «прийти в полную ветхость», когда даже деревянные оконные рамы достояли до XXI века, и почему община верующих «не пользовалось церковью с 1926 года», остается только догадываться.

 

Клуб

Так в 1934 году Преображенская церковь была закрыта и превратилась в… избу-читальню. Купол был снесен, колокола разбиты, колокольня разрушена. Затем здание было передано на баланс Нудольской плетельно-басонной фабрике (бывшей фабрике Щербакова), которая устроила в нем клуб.

В главном приделе был устроен кинозал: поставлены кресла, сделан балкон, приобретена киноустановка. Здесь также проходили торжественные собрания и праздничные концерты, для чего была сооружена сцена (на месте алтаря) с софитами, рампой, кулисами и занавесом. Задником служил огромный экран во всю стену. Когда устраивались «огоньки» или «вечера», ряды кресел сдвигались к стенам, накрывались столы, а в середине оставалось место для танцев. В летнее время танцы устраивались на улице, для чего площадка перед входом в храм было заасфальтирована, вместе с идущей вокруг храма дорожкой, видимо предназначенной в прошлом для крестного хода. На стене храма у танцплощадки был прикреплен «колокольчик»-ретранслятор. Позже вечера танцев заменили молодежные дискотеки.

В двухэтажной части храма наверху расположилась библиотека, внизу – фойе кинозала. Работали кружки художественной самодеятельности, был и свой духовой оркестр.

Захоронения, окружавшие храм, были сравнены с землей, а памятники ликвидированы. Из них чудом сохранился один гранитный обелиск подпоручика Пиона Нудольского, но его откатили подальше от клуба, и он сиротливо лежал на травке в «зеленой зоне», привлекая, однако, внимание детей и новеньких. Заалтарные могилы духовенства накрыла громадная и нелепо пристроенная к храму котельная. О бывшем кладбище напоминали только местами сохранившиеся и разросшиеся кусты сирени, высаженные когда-то заботливыми руками над покоившимися телами усопших.

Для удобства просмотра кинофильмов огромные окна главного придела были наглухо заложены кирпичом и заштукатурены. Весь зал был покрашен темно-синей краской. Рассказывают, что до этого на стенах постоянно проявлялись лики святых из бывшей церковной росписи. От церковной ограды с каменными столбами, решеткой и воротами, поддерживавшими высокую каменную арку, не осталось и следа.

В клубе происходили иногда знаменательные события, имевшие явно духовное содержание. Так, на открытии клуба, на первом устроенном там концерте, артистка, исполнявшая танец, шедший в программе первым номером, подвернула ногу. В другой раз по каким-то причинам в главном приделе (кинозале), около наружной стены, вздулся пол. Пронесся слух, что в этом месте находится могила священника, что вряд ли соответствовало действительности. Но слух поддерживался благодаря своей романтичности и таинственности. Во время вечера танцев одна бойкая девица с огромной косой, набравшись духа, взошла на «таинственное» приподнятое место пола и, лихо топнув ножкой, громко воскликнула: «А продроблю-ка (в смысле - спляшу-ка) я на священнике!» После чего на нее без видимых причин падает четырехметровая рама, как бы вышедшая из своего законного места с глубокого подоконника, и «надевается» ей на голову, которой неудачливая плясунья, естественно, прошибает стекло и покрывается множеством мелких осколков, усыпавших ее с головы до ног. С красавицей косой, как и со всей шевелюрой, временно пришлось распроститься. Коса потом, конечно, отросла, но это уже была не та коса. Удивительно, что сама деревянная рама девушку не задела, и стекло не порезало. Но кощунство было наказано.

Во время войны село Спас-Нудоль было оккупировано немцами, простоявшими здесь около трех недель зимой 1941 года во время битвы под Москвой. В это время местными жителями был создан партизанский отряд. Нашелся предатель, который сообщил «новым властям», кто помогает партизанам, из чьих они семей, и о других «неблагонадежных». Фашистами были составлены списки подлежащих расправе. Был уже назначен день казни. Казнь должна была совершиться в храме, в главном приделе. Для этого в нем была построена общая виселица. В храме же находились и списки осужденных. Но тут взрослых спасли дети. Это были ребята и девчонки 10–12 лет, родители которых были в списках. Предводительствовал ими Володька Беда (это не фамилия, а так прозвали всю его семью из-за привычки отца приговаривать: «Ох, беда, беда»). Ночью накануне казни они, разбив окно и забравшись внутрь, выкрали злосчастные списки. Казнь была сорвана. «На стреме» стояла та самая девчонка, которой впоследствии вздумалось «продробить на священнике».

 

Перестройка. Образование прихода. Начало богослужений

Но вот наступило новое время, и, говоря словами московского старца прп. Аристоклия Афонского, «приблизилось наше избавление». Закончились 70 лет нового «вавилонского плена». Знаковым рубежом стало празднование 1000-летия крещения Руси. В поселке Нудоль (предшествующий «Спас-» был благополучно «проглочен» в 50-е годы) вновь стали совершаться богослужения! Проводил их в частных домах благочинный Клинского округа настоятель Скорбященской церкви города Клина протоиерей Борис Балашов. Некрещеные крестились в массовом порядке, служились обедницы, на которых многие впервые в жизни или после многолетнего перерыва исповедовались и причащались. Постепенно на повестку дня стал вопрос об образовании (точнее, о возрождении) местного церковного прихода и о возвращении верующим храма, занимаемого клубом.

И вот, в 1990 г. происходит официальное обращение верующих в районную администрацию и проводится первое собрание, принимающее решение об образовании церковной общины. Начинаются переговоры о возвращении храма. Проблема состояла в том, что клуб нужно было куда-то перевести, но все привыкли к субботним и воскресным дискотекам, проходившим подальше от жилого массива (поселок к этому времени переместился на противоположную сторону реки по отношению к храму, поближе к фабрике). Подходящего свободного помещения не находилось. А тут еще лихие 90-е с галопирующей инфляцией. Тем не менее в 1991 году приход был официально зарегистрирован, а к следующему году часть бывшего Сергиева придела отдана верующим. В приходе появился свой священник – о. Александр Чипилов. Пока весь храм был занят клубом, богослужения совершались на улице перед храмом. Все свое на тележке привозили с собой, а потом увозили. Наконец, службы стали совершаться в храме: обедницы, молебны, панихиды, крестины.

Важной задачей на тот период было приобретение церковной утвари. Средства доставлялись, в основном, выездной церковной торговлей, осуществляемой самоотверженным трудом прихожанок Анны Монаховой и Антонины Медведевой.

Главная служба церкви – Божественная литургия – еще не совершалась. Только Великим постом 1993 года, когда в храм был назначен настоятелем священник Аркадий Штейнберг, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы состоялась первая после многолетнего периода запустения, стоящего на святом месте, Божественная литургия. Это было на шестой седмице Великого поста.

Затем последовали службы Вербной, Страстной и, наконец, Пасхи. Многие причащались на всех богослужениях. Эта была благодатная закваска последующей богослужебной жизни.

С этого времени стали регулярно совершаться уставные богослужения. Постепенно складывался церковный хор вокруг неизменного регента церкви – сестры о. настоятеля Софии. До середины лета служили без алтарной преграды, обозначая ее подсвечниками, на которые ставились иконы.

В это время в приходе совершилось первое чудо. В доме, находящемся неподалеку от храма, по словам его хозяйки, трижды через день в 5 часов утра у изголовья ее кровати являлась женщина в длинном белом платье с распущенными по плечам волосами. Женщина стояла молча, а через некоторое время исчезала. Хозяйка дома была напугана этим троекратным явлением. Ей казалось, что это являлась Сама Божия Матерь, и явление могло означать близость завершения земной жизни хозяйки дома. Вскоре, однако, ей явилась новая мысль: надо отдать во вновь открытый храм старинную икону, лежавшую в пыли на чердаке. Когда икону достали и очистили от пыли и грязи, хозяйка немедленно узнала в образе являвшуюся женщину. Каково же было ее изумление, когда оказалось, что на иконе изображен святой первомученик архидиакон Стефан в белом стихаре с орарем и с распущенными на плечах волосами! Икона была принесена в храм. Не прошло и недели, как была построена нормальная алтарная преграда. Святой архидиакон навел порядок.

Постепенно прошел первый год церковного служения. Ко второй Пасхе дирекция клуба, с которой у прихода были мирные отношения, самостоятельно предложила возвратить храму помещение алтаря отданного придела. Весь Великий пост шли подготовительные работы, был построен новый алтарь. После службы Великой субботы в него перенесли из старого алтаря все содержимое и разобрали старую алтарную преграду.

Первая Пасха в родном алтаре! Это было явление Царства и Силы и Славы Божией!

 

Полное возвращение храма

Соседство клуба и храма было вынужденным, положение нужно было как-то менять. Клубу нужно было найти свое место, а Церкви вернуть храм полностью. Тем более что здание давно нуждалось в ремонте, на который у фабрики к этому времени уже не было средств, да и отсутствовал интерес, так как было очевидно, что клуба здесь скоро не будет. Кроме того, соседство храма и клуба было при всем миролюбии не так уж и безобидно. Воскресная всенощная начиналась в субботу в 16.00, а в 17.00 в «кинозале» (т.е. в главном приделе) начинался за вполне звукопроницаемой дверью киносеанс, и богослужение перемежалось то воинственными кликами, то выстрелами, а то и непристойно страстными воздыханиями. Заканчивалась служба около 7 часов вечера, и в это же время в главном приделе начиналась дискотека. А это вам не кино. Да еще вдруг на втором этаже, над совершающимся богослужением начнут дети бегать и топать. У них кружок. Что делать?.. Решили еженедельно служить молебны с акафистом святителю Николаю, которого считали своим покровителем, прося его о полном освобождении храма. Прошения были услышаны. После первого молебна прекратились киносеансы. После второго закрылись кружки. Затем была вывезена библиотека. Но дискотека держалась за храм зубами. Но невозможное человеком...

В 1995 г. в начале лета в Нудоле состоялось совещание всех заинтересованных лиц: представителей прихода, Клинского райпо, местной администрации. Но решающим было участие Главы администрации Клинского района Александра Николаевича Постриганя. Он договорился с райпо о передаче пустующего здания кафе клубу взамен на какой-то другой объект недвижимости района, который отходил к райпо, посетил храм-клуб, оценил посильное благоустройство в церковном приделе, и принял решение о полной передаче здания храма приходу. Какова была наша радость, когда это висящее напряжение разрешилось в пользу Церкви. А ведь решение было принято непростое, были возражения и сопротивление. Все-таки правда победила. Победить-то победила, постановление было издано, но пришлось еще ждать полгода, пока запущенное кафе отремонтируют и клуб туда переселится. И вот вам новое знамение – это случилось 19 декабря, когда храм стал полностью освобожден от бывшего духовного разорения, – в день святителя и чудотворца Николая! Вот они, акафисты!.. Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

 

Воскресные школы

Следующий этап жизни прихода – начало занятий воскресных школ. Вначале занятия проводились с детьми пос. Нарынка. Как правило, это были дети из верующих семей. Потом к ним присоединились их школьные друзья, а затем и родителям стало интересно поучаствовать в беседах на библейские темы, в подробном и внимательном чтении Библии, пусть и детской, в обсуждении вопросов духовной жизни. Так появилась взрослая группа. Поскольку своего церковного дома у прихода не было, занятия проходили в разных местах: в городском офицерском клубе, в помещении телефонной станции, в музыкальной школе. Затем стали проводиться занятия и в пос. Нудоль, и в Доме отдыха «Чайковский». В настоящее время занятия продолжаются со взрослой группой в пос. Нарынка.

Занятия с детьми проводятся теперь на базе двух школ – Нудольской средней и имени 50-летия ВЛКСМ пос. Нарынка. Периодически проводятся беседы об основах церковной жизни в клубах тех же поселков в циклах «Встречи со священником».

 

Приписные храмы

Это еще одна страничка жизни прихода. В 1995 году в пос. Малеевка появились молодые люди с гитарами, которые стали совершать «богослужения» в местном клубе, не похожие на традиционные православные службы. Как оказалось, это была группа членов тоталитарной секты «Церковь Христа в Москве». Ясно было, что потребность в молитвенной жизни в поселке есть, и что сектантам нужно противопоставить традиционную церковность. Так с благословения священноначалия образовалась община и ей была передано небольшое помещение, в котором был устроен храм в честь святителя Филарета Московского. До 1998 года храм был приписным к приходу Преображенской церкви, а затем был назначен свой настоятель, и постепенно там образовался самостоятельный приход, связь с которым сохраняется и до сегодняшнего дня.

Таким же приписным храмом с 1996 по 2002 годы был храм святого благоверного князя Александра Невского бывшего Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря села Акатово. Богослужения в храме совершались регулярно, но не часто, и только в летнее время. Тем не менее, местная община жила, люди приобщались к богослужебной жизни, причащали детей, сами причащались. С 2002 года храм стал Патриаршим подворьем.

 

 В 1998 году со всей остротой встала проблема в устройстве часовни в пос. Нарынка. И в следующем году за 8 месяцев, с мая по декабрь, на базе небольшого бесхозного здания был построен храм в честь великомученика Георгия Победоносца. Фактически он был создан усилиями Технологического Центра «Нудоль» ЦБ РФ, находящимся в пос. Нарынка, при непосредственным участии директора Центра А.А. Ширяева, вдохновившего это строительство. 7 января 2000 года было совершено малое освящение храма, а 25 июня 2004 года – великое освящение.

 

 Строительство в Нарынке на этом не закончилось, и к Великому освящению Георгиевского храма было практически завершено строительство церковного дома, половину которого занимал крестильный храм в честь св. Иоанна Предтечи. Великое освящение храма было совершено в 2005 году.

В 2009 году у прихода появился еще один приписной храм – «Знаменская» церковь бывшего села Теплое, располагавшегося когда-то на территории прихода. Ныне здание сохранившегося уникального памятника архитектуры передано приходу, ведутся работы над проектом реставрации.

Настоятелем церкви является протоиерей Аркадий Штейнберг.

 

Престольные праздники: Преображение Господне (19 августа), иконы «Всех скорбящих Радость» (6 ноября) и прп. Сергия Радонежского (18 июля и 8 октября).

 

Священнослужители

Преображенской церкви с. Спасского на Нудоли

Священники                                                                  Диаконы

Игнатий Никитин                      (1627)                          Петр Сергеев                         (1788-1799)

Филипп Сазонов                         (1678)                          Матвей Николаев                 (1801-1809)

Лаврентий Петров                      (1705-1715)                Никита Кириллов                 (1811-1821)

Сергей Смирнов                         (1742-1768)                Федор Боголюбов                 (1822-1833)

Василий Сергеев                        (1768-1790)                Николай Дубровский           (1846-1854)

Николай Суворовский               (1791-1795)                Евфимий Городецкий          (1855-1871)

Николай Поликарпов                 (1794-1798)                Иоанн Величкин                   (1878-1893)

Владимир Симеонов                  (1799-1802)                Александр Синайский         (1893-1896)

Матвей Антипов                         (1803-1809)                Владимир Осташевский      (1896-1917)

Николай Герасимов                    (1810-1811)                Михаил Всехсвятский          (1918-1926)

Антоний Воскресенский           (1812-1853)

Иоанн Введенский                     (1854-1865)

Иаков Цветков                            (1871-1885)

Иоанн Городецкий                     (1885-1891)

Дмитрий Померанцев                (1892-1899)

Виктор Надеждин                       (1899-1912)

Михаил Соколов                         (1912-1917)

Владимир Осташевский            (1917)

Митрофан Величкин                  (1917-1934)

 

 

 

 

Дата создания сайта - 25 июля 2010 года.

Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт  www.nudol.prihod.ru
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Администратора (см.раздел Контакты).