Первоисточник статьи - http://pravoslavie.ru/smi/45452.htm
22 марта 2011 г. | Источник: Благодатный огонь |
Алина Милан |
14 марта 2011 года умерла Алина Милан (в крещении Елена), студентка 5 курса юридического факультета МГУ. Это событие могло бы остаться незамеченным, если бы не некоторые подробности.
Алине Милан было 23 года. 3 месяца назад ей поставили диагноз – альвеококкоз печени: прорастание альвеококка нижней полой вены и всех печеночных вен (необходима срочная трансплантация печени, что в России не практикуется).
В октябре прошлого года на благотворительных началах Алину отправили в медицинский центр «Сураски» в Тель-Авиве, Израиль. Перед отъездом врачи предупредили маму Алины, что дочке осталось жить не больше двух недель в лучшем случае…
Когда Алину готовили к перелету в Израиль перед ней и мамой был поставлен серьезный выбор. У них была возможность получить израильское гражданство и тогда медицинскую помощь им оказали бы бесплатно. Для этого нужно просто заполнить анкету, в одном из пунктов которой значилась графа «вероисповедание». По законам страны стать гражданином Израиля может только иудей или атеист. Алина наотрез отказалась заполнять анкету. «Я не сниму крест и не буду отрекаться, оно того не стоит».
Несмотря на то, что большую поддержку оказали друзья и многие студенты юридического факультета, необходимую помощь для трансплантации печени в виду огромных сумм (порядка 300 тыс. долларов США), к сожалению, вовремя собрать не удалось».
Теперь можно только молиться за нее, хотя человек, который отказался ради веры от жизни, скорей сам может ходатайствовать перед Господом за наши грехи.
По материалам блога храма Всех Святых на Соколе
* * *
Вот что писал 10 ноября 2010 года на Просветительском форуме храма прп. Серафима Саровского в Кунцеве духовник Алины Милан о. Александр (иерей Александр Нарушев):
«Думал, стоит ли писать об этом и говорить вслух. Решил, что стоит.
Мне повезло, служение проходит среди подвижников, и каждый раз на мои молитвы к Богу показать ещё и ещё подвижников нашего времени, я получаю ответ от Него.
Весь наш приход состоит из людей подвизавшихся и идущих трудной тропой к Богу. Теснота, духота или наоборот – холод, отсутствие привычного блеска и великолепия. Все это отсеивает и, даже, отпугивает людей от нашего храма. Те же, кто остается, остается по велению сердца и с готовностью через труд и смирение идти к Богу.
Не готовый отказаться от комфорта, трудиться за небольшую плату, а то и бесплатно – не задерживается в нашем храме надолго.
Ни в коем случае не сужу, а даже понимаю таких людей. У каждого свой путь.
Служу с отцами, несущими безропотно, в отличии от меня, свой крест; вместе со мной живет человек, поражающий меня своим христианским смирением и терпением; на исповедь часто приходят люди, у которых есть чему поучиться. Я счастливый человек.
Но сейчас хочу рассказать о своей новой знакомой. О человеке, который исповедовался у меня всего 2 раза, но с которым сложились добрые духовные отношения.
Раба Божия Елена – так зовут этого юного человека. Наверное она самая обычная девушка, студентка МГУ со своими взглядами на жизнь и мечтами, именно такой она была при первой нашей встрече. Сегодня мы виделись второй раз…
Она исповедовалась и причастилась перед дорогой. Завтра улетает на специальном медицинском самолете в Израиль с надеждой, что опыт тех хирургов и врачей поможет ей спасти жизнь.
Денег на лечение почти нет, есть знакомые и добрые люди, а ещё есть возможность принять гражданство Израиля и лечиться бесплатно и быстро, ведь времени очень мало… Для того, чтобы получить гражданство, ей остается только заполнить анкету и обращение в посольство, все остальное уже уладили. Но в анкете есть графа «вероисповедание». По закону стать гражданином Израиля может только иудей или атеист… Для того чтобы получить быструю медицинскую помощь и шанс на жизнь, в этой графе нужно написать только одно слово: «атеистка» или «иудейка»… Вот с этим вопросом она и обратилась ко мне по телефону. Что делать? Врачи говорят, что времени очень мало: 2–3 недели, у нас не проводят подобного рода лечение.
Выбор прост – слукавить или отречься и получить надежду на исцеление, или полностью положиться на Бога.
Со смешанным чувством ехал сегодня к ней в больницу, рядом сидела её мать с уставшим, но не подавленным видом, а там, в реанимационной палате меня ждал человек, желающий получить ответ, возможно, на самый главный вопрос в её жизни.
Я не вершитель судеб и не знал что сказать… точнее знал, но…
Ещё по дороге в больницу мать девушки сказала, что они с дочерью приняли решение… я перевел разговор в другое русло, боясь услышать самое страшное для себя, как священника и христианина.
Войдя в палату, увидел совершенно худое, желтоватое, едва ли похожее на девушку 22 лет, существо. Но с ясными глазами и какой-то удивительной твердостью и решимостью в глазах.
«Мы все решили с мамой» – с порога встретила меня Елена. – «Я не сниму крест и не буду отрекаться, оно того не стоит».
«Вы молодцы» – ответил я.
Елена причастилась и заулыбалась.
А потом я спросил у матери, как они будут дальше действовать. «Не знаю» – ответила она, – «Бог не оставит, будем искать спонсоров, продавать что-то из личного имущества».
«Но у вас нет времени».
«Впереди вечность» – …ответила она.
Я прошу молитв за Елену и её мать.
Нам есть чему учиться друг у друга… время подвигов не ушло».
* * *
23 ноября 2010 сама Алина пишет на форуме:
«Уважаемые посетители форума! Теперь, когда мне уже намного лучше, я могу поведать продолжение истории. Никакого геройства, никакого выбора в данный момент мне делать не пришлось, свой выбор я сделала давно – я православная христианка. Во-первых, я раньше не знала своего диагноза – никто не говорил мне, меня как младенца отгородили от всего этого… чудом нашлась клиника… чудом нашлись спонсоры и добрые люди… чудом я выдержала перелет… чудом я жива.
А выбор? Да, я не снимаю креста, я открыто говорю что православная, крещусь. Да, у меня есть лист бумаги из Мин. внутр. дел Израиля, где нет вариантов: есть строка «я принимаю гражданствозаконырелигию данной страны» только галочка подпись. Ну, скажите, разве это выбор? Главное, что не на бумаге, а в душе… а там упование на Бога сильнее бумаг, сильнее законов, стран, страшных диагнозов или времени! И в самые тяжелые моменты меня не покидает ощущение, что Господь держит меня за руку. Любые врачи любой страны несут риски операций, и здесь любой день может быть последним. Единственный выбор, который я сделала уже давно и он не связан с гражданством, – мой выбор: Вера в Бога, в то, чтобы слепо благодарить за то, что мне суждено. А такой выбор – он стоит перед каждым человеком.
Большое счастье для меня, наконец, увидеть множество людей: родственников, друзей, знакомых и незнакомых, которые переживают, как за родную. Геройство – это отложить все свои дела и заботиться о ближнем!»
* * *
14 марта 2011 года пишет о. Александр:
«Сегодня Елена отправилась в Вечность.
Отпевание будет, возможно, в нашем храме на этой неделе…»
Просветительский форум храма прп. Серафима Саровского в Кунцеве
* * *
http://vk.com/wall120701042_12298
В результате обстрела укрофашистами Луганска героически погиб клирик Георгиевского храма протоиерей Владимир Креслянский. У него осталось пятеро детей.
Одна из жительниц Луганска рассказала, что отец Владимир за 15 минут до очередного взрыва заходил к ней домой. Священник дал женщине пояс «Живые помощи» и сказал: “Молитесь! Наденьте крест нательный!”
В это время на Луганск были сброшены кассетные бомбы священник упал на колени и молился Господу. Совершилось чудо. Последующие кассетные бомбы не разорвались, а просто вошли в землю. Вот что пишет Отец Петр Пахомов по этому поводу:
«У меня из Луганска вернулся товарищ и рассказал такое чудо. Неделю назад на Луганск были сброшены на парашютах 5 (пять) авиационных 500 кг кассетных бомб! Священник отец Владимир шёл после службы из храма и в этот момент первая авиабомба взорвалась и часть осколков попала ему в грудь и в руку, но священник нашёл в себе силы стать на колени и молился пока спускались на парашютах другие бомбы, которые как нож в масло вошли в асфальт и в землю и не взорвались. К сожалению священник потом умер от потери крови прямо так же на коленях, но более кроме него никого погибших не было!"
* * *
Воспоминания об Игоре Константиновиче Фортунатове
С Игорем Константиновичем мы познакомились в 1985 году. Я был тогда прихожанином “Обыденки”. Как-то раз после воскресной литургии ко мне подошел пожилой интеллигент и предложил познакомиться. Для меня это был случай беспрецедентный:
я уже привык к тому, что доверительные отношения в приходе складываются годами, да и то с большим скрипом, а тут практически сразу предлагались вполне откровенные отношения. Мой визави был, очевидно, опытным христианином, что называется старой закваски, одет был очень просто, даже несколько небрежно, совершенно располагающий к себе и, если можно так выразиться, доступный, но в то же время державший определенную еле уловимую дистанцию в общении и никогда не переходивший за ее границы. Много позже я понял, что это была молитва - его постоянная обращенность к Богу, что делало его независимым даже от самых искренних и естественных отношений.
Вместо сладкой на вкус душевности - “глас хлада тонка”. Но тогда я многого не понимал и даже не задумывался об этом. Мне было очень приятно это новое общение, в глубине души я считал, что так и должно быть между христианами - без особых церемоний, просто, что в жизни по каким-то причинам получалось, к сожалению, редко. В общем, мы пошли вместе к метро и так и познакомились. Несмотря на большую разницу в духовном опыте и в возрасте, знакомство перешло в близкую дружбу, хотя мы виделись не часто: Игорь Константинович жил тогда в Строгино, и ему было трудно выбираться в Центр. В нем привлекало стремление к единому на потребу, всегда присутствующее и никогда не афишируемое. Это было главным - израильтянин, в нем же льсти несть. И я благодарю Господа, что благодаря Игорю Константиновичу я прикоснулся к собору и Церкви первенцев - российских мучеников и исповедников, к их подвигу веры и опыту спасения. Постараюсь рассказать о наиболее интересном из того, что слышал от него во время нашего общения.
Игорь Константинович был совсем молодым человеком, студентом, когда его арестовали. Кажется, это было во время празднования дня ангела одной из девушек их прихода. Тогда, как он говорил, брали целыми приходами - во всяком случае, он увидел из окна Бутырки во дворе тюрьмы массу знакомых лиц. Официальное обвинение - “дьячок” (он помогал в алтаре). За это преступление полагалось семь лет лагерей, которые он провел в Степлаге (Казахстан). Тогда это было банально. Удивительно другое: И.К.
свидетельствовал, что это были лучшие годы в его жизни. Никогда и нигде больше он так не чувствовал присутствие ангела хранителя, как там. В частности, однажды, будучи по делам в огородном шалаше (будучи начальником огородов как бывший студент сельхозакадемии, он пользовался относительной свободой передвижения) у него возникло ощущение указания немедленно выйти на проходившую неподалеку дорогу. Несколько раз поборолся с ним как с искушением, но чувствуя усиления требования, он, помолившись, вышел на дорогу. Как раз в это время с ним поравнялся очередной этап новоприбывающих, который тут же остановился для отдыха. Каково же было его удивления , когда среди заключенных он узнал тех самых двух следователей, которые стряпали его дело. Они тоже вспомнили его, разговорились. Один был просто убит случившимся, ничего не понимал, все время думал о восстановлении “справедливости” и возврату к прежнему положению. Другой являл полную противополож-ность - был весел, разговорчив, и объяснял свою радость тем, что наконец-то он избавился от этой гнусной организации, из объятий которой иначе ему было не освободиться. И.К., спросив, не нуждаются ли они в чем, и узнав, что они голодны и очень хотят курить, отдал им бывший у него круг хлеба. Удивительное свидетельство правды Божией и действитель-ности Промысла о спасении всякого человека. Но пользует его только смирение.
Другой случай в том же лагере: вечером привезли на машине небольшую группу заключенных, и И.К. так же почувствовал необходимость подойти к ней. Этим восполь-зовались охранники и попросили его проводить одного из заключенных в барак (вообще надо сказать, что И.К. пользовался доверием лагерного начальства, дальше я расскажу об этом подробнее). Даже в темноте он ощутил, что его спутник человек духовный и необыкно-венный. Это был знаменитый исповедник епископ Мануил (в последствии митрополит Куйбышевский). Им суждено было встретиться там еще несколько раз. Владыку еще с несколькими зэками поставили на работу египетскую - делать из глины кирпичи. И.К. застал их во время работы: зэки отдыхали на своих “грядках”, а владыка трудился не переставая, уйдя по своей “грядке” далеко вперед (метров за сто). И.К. подошел к нему и, благословив-шись, спросил, почему тот не отдыхает. Владыка ответил, что нужно не унывать, а трудиться, ибо Господь призирает на труды. Более того, он сказал, что придет время, и они будут служить литургию в лагере. Вообще он был очень бодр, несмотря на тяжкий труд. И.К. вновь посетил эти глиняные грядки, и уже не застал там дорогого подвижника, переведенного за ударный труд с повышением на другое место. Через какое-то время И.К. понадобился штакетник для огораживания посадок от зайцев. В степи этот дефицит модно было получить только по визе главбуха, который недавно сменился, и о котором говорили, что он очень строг. Помолившись и заранее продумав свои аргументы, он отправился в бухгалтерию. Каково же было его изумление, когда он нашел на этом месте владыку Мануила! Тот вновь повторил:”Вот видите, я же Вам говорил, что Господь призирает на труды.” А затем зазвал его в свой маленький, но собственный кабинет, и убедившись, что их никто не подслушивает, открыл свой стол и показал: напрестольное евангелие, крест, служебник , антиминс!
А через некоторое время И.К., проходя мимо одного барака, услышал церковное пение.
Он не поверил своим ушам, думая, что это галлюцинация от переутомления, и прошел мимо. Вдруг дверь барака приоткрылась, и к нему приблизился один из заключенных, который сказал, что владыка приглашает его посетить их службу. К сожалению, возможность совершения богослужений открылась на короткий срок. А штакетник И.К. получил тогда по-честному, без “блата” - владыка все аргументы выслушал, сам все проверил и только потом подписал.
Теперь о доверии со стороны лагерного начальства. Однажды И.К. “вызывают”, и между ними происходит следующая беседа.
- Скажите, Вы - верующий?
- Да.
- Вы действительно верите в Бога?
- Ну, конечно, я же сказал вам.
- Следовательно, Вы никогда не врете, а всегда должны говорить правду.
- Да.
- И Вашим словам можно доверять?
- Можете доверять. А в чем, собственно, дело?
- Вот в чем дело. Нам нужно найти специалиста по озеленению и отправить его на строительство ЗАГЭС. Мы решили остановиться на Вашей кандидатуре. Но так как там работают иностранные спецы, Вы поедите без охраны и будете там жить под видом свободного человека, и получать зарплату. Документы мы Вам выдадим. Так вот в чем вопрос - можете Вы пообещать нам опд честное слово, что Вы выполните поставленную задачу, не сбежите, а после выполнения работы сами вернетесь в лагерь и сдадите полу-ченные там деньги?
- Я должен подумать.
И.К. подумал и дал слово. Он был отпущен начальством из лагеря под это честное слово христианина и в свое время вернулся в лагерь. Правда, он дерзнул не в точности выполнить договор, накупив на воле книги по своей специальности, справедливо полагая, что эта вольность будет емму прощена. И не ошибся. Оставшиеся деньги сдал и полностью за командировку отчитался.
Аналогичные случаи происходили во времена брежневского “застоя”. И.К. был известным ученым, пользовался в институте. где он работал репутацией беспристраст-ного, справедливого человека (мы бы сказали - праведника). Институт был разделен на две враждующие группировки, каждая из которых хотела провести своего кандидата на место председателя товарищеского суда института, но ни одна не могла достичь своей цели. И тогда было предложено поистине Соломоново решение: избрать И.К., не вхо-дившего ни в какие группировки, хоть бы и верующего (об этом все знали, т.к. он не скрывал своей веры и часто посещал храм). Не взирая на самоотвод, его уговорили согласиться с этим решением, которое всех удовлетворило и примирило.
В другой раз вечером к И.К. домой пришли представители компетентных орга-нов для проведения обыска на предмет обнаружения диссидентских материалов, но увидев огромную библиотеку и не меньшее количество рукописей, производивший обыск старший офицер спросил его под честное слово, нет ли у него соответствующей литературы, и совершенно удовлетворившись его отрицательным ответом, полностью доверяя его слову, продолжили беседу за чаем, будучи приглашены гостеприимным хозяином. И тут в разговоре выяснилось, что наши органы не спят, а давно присматриваются к И.К,, и предлагают ему, ни много ни мало - стать священником. Точнее, если он захочет принять сан, то с их стороны возражений не будет. И.К. по скромности и боясь провокаций почел за лучшее отказаться от этой возможности, но кажется, что мотивом с их стороны могло быть и действительное преклонение перед его праведностью. Впрочем, кто их разберет.
У И.К. был один интересный критерий принятия решения в духовных вопросах, когда нет возможности воспользоваться советом духовника. Если по данному вопросу есть три независимых положительных аргумента, то вопрос решается положительно;
если три независимых отрицательных - то отрицательно; если же соотношение один к двум в любую сторону, то принятие решения откладывается до возникновения ясности.
Это, кажется, было не его собственным изобретением, но почерпнуто из опыта мужей духовных, с которыми он встречался в жизни по милости Божией.
Вообще он говорил, что Господь дал ему быть свидетелем многих Своих милостей. Так, он рассказывал историю о том, как одна колхозница, имевшая обыкновение ходить каждый день перед работой в храм за две версты от ее деревни и молиться Николаю чудотворцу, была избавлена его помощью из безвыходной ситуации, когда к приезду начальства ей было поручено за три дня выполнить в одиночку месячную норму. Святой приходил в течение этих дней на поле и трудился вместе с нею. В результате ее наградили орденом Ленина, а она узнала, наконец-то, в храмовой иконе своего благодетеля и говорила, что орден по праву принадлежит ему. И.К. знал эту женщину и слышал историю из первых рук.
Когда он был еще молод, ему так нравился покаянный канон к Спасителю, что он выучил его наизусть и читал каждый день. Однажды идя вдоль высокой ж/д насыпи, он, во время чтения канона почувствовал сильный толчок вбок, так что полетел вниз по склону, но сохранен был Богом целым и невредимым (летел он метров 50). Вокруг никого не было, так что ясно, что это была месть вражия, не терпевшего его духовного преуспяния.
Знамением милости Божией было явление ему усопшей супруги во вторник на Светлой седмице, бывшее в квартире, где он проживал. Она явилась во свете, в белом сияющем платье и с белыми цветами. Не принимая безусловно это видение, И.К. молился, чтобы ему было открыто об истине этого видения, И ровно через неделю,
во Вторник Фоминой, на томже самом месте ему был явлен сияющий крест в знак истинности бывшего видения. По этому случаю была куплена икона Б.М. “Знамение” и
на задней ее стенке сделана памятная надпись.
В заключении прошу простить мою немощь, т.к. мною не рассказана и половина того, что я слышал от приснопамятного Игоря Константиновича, и о тех чудесах, свидетелем которых ему пришлось быть. Не могу по немощи составить и удовлетворительного описания его духовного облика, но надеюсь, что написанное здесь послужит для пользы читающих, во славу Божию и в память дорогого Игоря Константиновича.
* * *
"Православная поэзия".
" Александра Меликесова - Саша, наша замечательная и добрая знакомая, прекрасная мама восьмерых детей, слегка побаливающая и никогда не унывающая, наша приезжающая прихожанка. Это стихотворение написано ею по вдохновению именно в день 27 января - день памяти святой равноапостольной Нины несколько лет назад. Она до сих пор продолжает работу над этой маленьким поэтическим житием в стихах для детей. Думаю, и для взрослых тоже. Одна из ее деточек - моя крестница Нина. Однажды, когда Саша стала подсчитывать день своего крещения, выяснилось, что она крестилась в день отдания праздника Богоявления - 27 января."
о.Аркадий Штейнберг.
27 января
Крещенских дней морозная седмица
Играет радугою иорданских вод,
А из окошка юная девица
Глядит на веселящийся народ.
И по заснеженной бегущей вдаль дороге
Скользит взгляд нежных восхищенных глаз,
Когда о славных подвигах героев
Читает мама своей дочери рассказ.
И, не сдержавшись, восклицает дева, -
О, как чудны старинные дела!
Но подвиги – удел мужей великих,
На что же слабость женская годна?
И мама дочери с улыбкой отвечает, -
Не думай, милая, что только в силе Бог.
Его премудрость сильных посрамляет,
Победой слабых подает урок.
И тот, кто будто бы на подвиг не способен,
Творит пред Богом дивные дела.
Так, упованием не посрамилась дева,
Которая в Иверии жила.
И ты, дитя, сейчас послушай повесть
Про давние иные времена,
И ты узнаешь, как Всевышним Богом
Ей сила для побед была дана.
* * *
Давным-давно в земле каппадокийской
Жил знатный воевода Завулон.
Спасти империю от варваров восставших
Был в Галлию с войсками послан он.
И возле гор Альпийских вражье войско
Разбил он, силой Божией храним,
Пленил царя с вельможами, и вскоре
Как триумфатор возвратился в Рим.
И пленные просили Завулона,
Узнав о повеленье их казнить,
Последнее желание исполнить –
Для жизни вечной прежде их крестить.
К несчастным сострадание питая,
Он кесаря о милости просил,
И сразу после таинства крещенья
В родную землю с миром отпустил.
Бездомным и больным служить желая
Бесчисленным имением своим,
Пошел он, милостыню раздавая,
К Святому Гробу в Иерусалим.
Там, в храме Воскресения Христова
Он кроткую Сусанну повстречал,
И вскоре Патриарх сестру родную
С достойным Завулоном обвенчал.
В свое именье Завулон привез Сусанну
Там дочь прекрасную Сусанна родила
И в радости благословенье Божье
На маленькую Нину призвала.
И Нина возлюбила чистым сердцем
От юных дней Небесного Отца
И чувствовала: вера укрепляет
И исцеляет слабые сердца.
- Да, дочь моя, в дни скорби и печали,
Когда душе ни в чем покоя нет,
Одна молитва только утешает
И вводит в сердце веры тихий свет… -
Двенадцать лет спустя, свои богатства
Распродали супруги, и уйдя
В пустыню, дяде-Патриарху
Воспитывать оставили дитя.
И Нина стала в Иерусалиме
При храме Гроба Господа служить,
И день за днем, премудрость постигая,
Учиться волю Божию творить.
Там дева, удивляясь чужестранцам,
Что в Град Святой судьбой приведены,
Печалилась о том, что их народы
Христовой верой не просвещены.
И об Иверии чудесные рассказы
Желанье пробудили в ней идти
В ту землю, и спасительную веру
В удел Пречистой Девы принести.
Во сне явилась Нине Божья Матерь
И крест из виноградных лоз дала:
«Прими его – тебе щитом он станет
И ограждением от силы зла ».
Проснувшись, Нина крест взяла чудесный,
Послушна воле Божьей, потому
Косой обвила, волосы отрезав,
И к дяде поспешила своему.
Племянницы путь высший прорекая,
Заступнице он Нину поручил,
И завершив молитву, со слезами
Святительской рукой благословил.
Не многие, желающие славы
Сейчас могли бы путь такой пройти,
В ущельях страшных, в незнакомых скалах
Дорогу неизвестную найти.
А дева юная, терпя тревоги
Усталость, голод, но душой горя,
Прошла в Иверию опасною тропою,
За промысел Творца благодаря.
- « Дитя мое, когда во дни лишений
Незваный страх в твое сердечко заползет, -
Ты знай, что так же, как святую Нину,
Господь тебя к спасенью приведет.
Лишь только в сердце не гаси лампады
И в Божье слово без сомнений верь,
И Духом укрепит тебя Всевышний
Через души распахнутую дверь…» -
Был праздник местный в честь богов Иверских,
Пред идолом курился фимиам,
Царь Мириам со свитой и народом
Нес подношения своим богам.
Там, у холма в толпе стояла Нина
И пламенно молилася о том,
Чтоб Бог призвал людей, ходящих в мраке,
Как вдруг в горах раздался страшный гром,
Поднялся ветер, небо почернело,
Гора сокрылась в туче грозовой,
Огромным градом капище разбито
И смыто в пропасть дождевой водой.
И в бездну идол пал, снесенный бурей,
Толпа от гнева Божьего бежит,
Забыв дары и идолам служенье,
Лишь Нина Господа благодарит
За то, что сила Божья посрамила
Язычников священные места.
То чудо совершилось в светлый праздник
Преображенья Господа Христа.
И после этого святая поселилась
Средь сада царского, храня в тиши покой,
И в этот сад узнал тогда дорогу
Всяк страждущий, убогий и больной.
Там Нина от болезней исцеляла,
Несчастных утешала в скорби их
И говорила о Творце, создавшем
Прекрасный мир для праведных Своих.
И о Христе им Нина говорила,
Умершем для спасения людей,
И много добрых дел она творила,
Свечей горя среди людских скорбей.
Дары богатые ей люди приносили,
В своих домах ей предлагали жить,
Но от всего отказывалась Нина,
Желая нищей Христа ради быть.
Постом и бдением святая укреплялась,
Дышала силой слов из Божьих уст.
Постелью были ей сухие листья,
Смиренным кровом – ежевичный куст.
Когда-то в храме Иерусалимском
Она услышала предание о том,
Что в Мцхете, городе земли Иверской,
Сокрыт нешвенный Господа хитон.
У римских стражников Хитон Господень
Купил учитель мцхетский Элиоз
И в Мцхет домой по материнской просьбе
Бесценную реликвию привез.
Сидония встречала Элиоза,
Из рук его святыню приняла,
И умерла, к груди прижав; и так, с Хитоном
Средь сада царского была погребена.
На месте этом – так гласит преданье –
Большой, величественный вырос кедр,
Насквозь корнями глубину пронзая
Христовой ризой освященных недр.
Под этим кедром Нина проводила
В молитве пламенной все ночи напролет,
Надежды не теряя, что Спаситель
Народ грузинский к вере приведет.
Господь ответил на ее молитвы:
Во сне увиделось избраннице святой,
Как птицы черные внезапно полетели
Из сада царского над быстрою водой.
Омывшись чистотою струй Арагвы
Оделись светом и, сияя словно снег,
Вернулись, с ветвей кедра оглашая
Сладчайшим пением реки далекий бег.
Молва о чудесах, творимых девой,
Распространилась вскоре по стране,
И заболевшая царица повелела –
Вы чужестранку приведите мне.
Но не пошла в её дворец святая,
А в свой шалаш больную позвала,
И силою молитв царица Нана
От недуга избавлена была.
И в радости ее целует Нина:
«Не я, но Сам Господь тебя целил».
Так верою царица просветилась,
И Нину Мириам благодарил.
Послал ей царь бесценные подарки
Но дева возвратила их назад,
Сказав, что кроме веры в его сердце,
Не нужно больше никаких наград.
Но Мириам не сразу обратился,
И силу над царем Господь явил –
В лесу во время праздничной охоты
Внезапной слепотою поразил.
И в страхе Мириам воззвал: «Всевышний,
Молю, Бог Нины, зренье мне верни!» -
И тотчас, благодатью осененный,
Стал видеть ясно, как в былые дни.
Спешит он к Нине, чудом потрясенный,
Чтоб в вере наставленье получить
И, покаянием очистив совесть,
Начало новой жизни положить.
И за священниками в град Константинополь
Посольство мирное с прошением послал,
И тотчас начал строить храм на месте,
Где ранее священный кедр стоял.
И новь Господь явил народу милость:
Едва спилили старый кедр, как вдруг
Из древа миро хлынуло потоком,
Кипя и орошая все вокруг.
От древа этого чудесных исцелений
Великое число произошло:
Был отрок воскрешен, в горах погибший,
Слепому зрение возвращено.
Из ветвей кедра шесть столбов опорных.
А из ствола – единый столп седьмой
Создали мастера, но столп огромный
Никто не мог воздвигнуть над землей.
И день, и ночь коленопреклоненно
Христу молились люди, и в ответ
На место Столп был Ангелом поставлен,
Чтоб быть опорой церкви много лет.
Так с помощью небесной был построен
Собор, сиявший строгой красотой,
И храм Апостолов – Свети-Цховели
Стал главным храмом Грузии святой.
В то время император христианский
Священников в Иверию послал,
Чтоб люд, христовой верой просвещенный,
Церковных таинств благодать познал.
И вскоре прибывший в страну архиепископ
В Арагви обращенных окрестил,
И праздник в честь Господнего Хитона
В начале октября установил.
А Нина во святом уединенье
Благодарила пламенно Творца,
Который обратил к познанью веры
Язычников жестокие сердца.
Со временем покинула святая
Те земли, чтобы верой просветить
В другие области земли Иверской
И кахетинскую царицу обратить.
Там мирно дева путь свой завершила,
Благословив грузинского царя,
И над ее нетленными мощами
Стоит собор, огнем крестов горя.
И со времен кончины дивной Нины
Прошло уже немало сотен лет,
Но не умрет о ней святая память,
Покуда Бог десницей держит свет.
* * *
Так мама дочери любимой рассказала,
И сердце девичье от радости поет:
«Воистину, лишь тот бывает счастлив,
Кто жизнь свою для Бога проживет».
* * *
НЕБЕСНЫЙ СКОРОХОД. Рассказ И.Медведевой
http://ivan4.ru/news/society/nebesnyy_skorokhod_rasskaz_i_medvedevoy/
13 января отошел ко Господу монах Мирослав, в миру Михаил Леонидович Дорофеев, глава Болховского района Орловской области. Он немного не дожил до своего 55-летия.
Наша первая встреча произошла чуть больше года назад, когда я приехала в Болхов - маленький старинный городок в 50 км от Орла. 21 ноября 2015 года, на Архангела Михаила, мы с именинником Михаилом Леонидовичем увиделись в церкви Троицкого Рождества Богородицы Оптина женского монастыря. Накануне вечером я от его дочери Юли узнала, что отец смертельно болен, метастазы уже в костях. Она же нас утром после Литургии и познакомила. Ей очень хотелось, чтоб я рассказала отцу про своего духовника отца Валерия из Приднестровья, который по благословению Митрополита Молдавского и Приднестровского четверть века отчитывает бесноватых и помогает тяжелобольным. Услышав про о. Валерия, болховский начальник долго не раздумывал и через три дня отправился в Приднестровье. Вернувшись, забрал из Московского онкологического центра на Каширке историю болезни и заявил потрясенным врачам, что лечение прекращает, зато к отцу Валерию, ставшему его духовником, его духовным лекарем, ездил часто и делал все то, что батюшка благословлял. А батюшка благословил еженощно вставать на молитву. И Михаил Леонидович, как человек дисциплинированный, каждую ночь просыпался по будильнику и творил молитвы, хотя до знакомства с отцом Валерием вряд ли регулярно вычитывал утреннее и вечернее правило. Даже когда боли стали невыносимыми и наркотические лекарства погружали его в глубокий тяжелый сон, ночные молитвенные бдения он не пропускал никогда.
Летом больному стало совсем худо, и он уже не смог в очередной раз совершить путешествие к своему духовнику, которого столь поздно обрел и который руководил его стремительно угасающей жизнью. В очередном телефонном разговоре отец Валерий благословил Михаила Леонидовича принять монашеский постриг. Вслед за этим было получено благословение от старца Илия и Митрополита Орловского и Ливенского Антония. Отец Илий приехал в Болхов совершил постриг в храме того же монастыря, а Владыка Антоний нарек новопостриженника Мирославом. Случилось это в начале июля 2016 года. Последние полгода своей земной жизни монах Мирослав провел в маленьком деревянном доме женского монастыря, наставляемый в монашеском делании не только географически далеким духовником, но и находящейся рядом игуменьей Евфалией, с которой они незадолго до этого, в бытность монаха главой Болховского района, организовали приют для ребят из трудных семей. Этот приют, их детище, был ими задуман и создан как альтернатива ювенальному террору. Туда приезжали (и приезжают) родители, очнувшись от запоя или обретя хоть какой-то заработок, забирают детей на выходные, а то и насовсем, если жизнь наладилась, о чем сотрудники приюта всячески заботятся.
Господь так устроил, что последнее пребывание отца Мирослава в болховской больнице совпало с пребыванием там же, буквально в соседней палате, матушки Евфалии. Обездвиженную после автомобильной катастрофы игуменью привозили к умирающему на коляске. Юле разрешили жить в палате вместе с отцом. Она, если просыпалась среди ночи, видела, как монах Мирослав, который днем уже не только не двигался. но и не говорил, молится и кладет много поясных поклонов. Целый день Юлиными заботами в палате с семи утра звучали акафисты, каноны, молитвы. Когда мы увиделись, она призналась мне, что даже в церкви никогда не испытывала такой благодати, такого неземного блаженства, как в больничной палате отца. «Жаль было даже ненадолго отлучиться, - сказала она, - Там было так хорошо!» А последнее, что услышал монах Мирослав на земле, был Пасхальный канон, с ним он отошел в вечность. Игуменья Евфалия закрыла ему глаза и приготовила к положению во гроб.
Простилась я со своим духовным братом там же, где впервые встретилась, там, где он принял постриг, где, пока мог, отстаивал службы - в храме женского монастыря. Отпевание и погребение пришлось на день памяти его любимого святого – Серафима Саровского. Погребли отца Мирослава в склепе за алтарем. Народу на отпевании и на погребении было видимо-невидимо. Поминальный зал, в котором столы накрыли на 250 человек, заполнился до отказа. И все говорившие, - а их было много, – не просто вспоминали что-то хорошее об усопшем (на поминках ведь полагается или хорошо, или ничего!), а находили такие «штучные» и такие личные слова, что бывшего партийного начальника или крупного чиновника, если не знать, кто он, можно было принять за поэта. «От избытка сердца», от подлинной любви выражали свои чувства языком, которым, быть может, в других обстоятельствах и не пользовались.
Монаху Мирославу пришлось готовиться к своему последнему путешествию очень интенсивно, потому что времени на подготовку было мало. И только с Божией помощью и неимоверно напрягая волю к спасению, можно было так быстро и вместе с тем так тщательно собраться в путь. По земле почти 55 лет ходил человек, а на небо отправился в чине Ангела! Разве это не блаженная кончина?
«Небесный скороход», - заключил мой сбивчивый рассказ по телефону один священник, с которым я дружу. И он же благословил мне этот рассказ записать.
Вечная Память монаху Мирославу, Царствие Небесное!
Ирина Медведева , член Союза писателей России
Любите врагов ваших
Выпуск № 9 от 7 мая 2015 года Май, 12 2015
Эти слова Иисуса Христа в нашей испорченной грехом человеческой природе порой вызывают недоумение. Как полюбить человека, который изощренно издевается над тобой и хочет тебя убить? К сожалению, не каждому верующему удается в своем характере воспитать подобные качества. Я часто вспоминаю историю, рассказанную мне моим покойным отцом, участником Великой Отечественной войны.
С заданием от командования дивизионной разведки я прибыл на оккупированную территорию Белоруссии, на станцию Барановичи. Хозяин явочной квартиры оказался предателем. В результате – плен. Концлагерь, где я очутился, был рассчитан на тысячу военнопленных, которые выполняли различные хозяйственные работы, погрузку-разгрузку вагонов и многое другое.
Номер 709
Все военнопленные, и я в том числе, считали, что работа в лагере – это наша необходимость, и, раз уж мы здесь оказались, с этим придется смириться. И каково же было наше удивление, когда один военнопленный № 709 из шестого барака отказался выйти на работу в субботу. И не за такую провинность немцы бесцеремонно расстреливали пленных. Но его не расстреляли. Оказывается, пленный № 709 отказался от работы в субботу, потому что был верующим и субботу считал Божьим святым днем, в который нельзя было работать по четвертой заповеди Божьего Закона.
Комендант лагеря, майор Крюгер, решил выбить из него «негативные убеждения». Для этого перед строем всего лагеря была быстро установлена специальная виселица, на которую и подвесили за руки, связанные за спиной, нерадивого пленного на четыре часа. Кто не видел и не знает этой пытки, тот не может себе представить, какие страшные боли в локтевых и плечевых суставах испытывает человек уже через десять минут, а через двадцать-тридцать минут от этих болей отключается сознание. А что будет через четыре часа? Каждые полчаса его опускали, обливали холодной водой, давали пять минут передышки и снова подвешивали. Через четыре часа, совсем обессиленного и без сознания, его бросили в барак.
Неравный поединок
Хотя у нас были лагерные номера, я все же узнал, что пленного № 709 звали Андрей. Родом он был из Белоруссии. Мы все были убеждены, что в следующую субботу вместе со всеми Андрей выйдет на работу. Но, когда он снова в субботу отказался работать, почти все пленные покрутили пальцем у виска и решили, что «у парня не все в порядке с головой». Некоторые пленные говорили, что у него крепкая вера в Бога и он даже ценой своей жизни не нарушит Божий Закон.
Было заметно, что майор Крюгер даже увлекся этим неравным поединком. Каждый раз пытки изощрялись настолько, что, казалось, – все, Андрею конец, но с какой-то невероятной силой этот двадцатишестилетний парень выживал.
Однажды, на построении, комендант подошел к нему и сказал: «Сейчас я – твой бог, и ты выйдешь из этого лагеря только в могилу». Андрей спокойно ответил: «Господин комендант, если моему Богу будет угодно, то Он выведет меня из этого лагеря Вашей собственной рукой». Этот ответ надолго рассмешил не только Крюгера, всех немцев, но и нас, пленных.
Андрею теперь давали самую тяжелую и самую грязную работу. Да и всем пленным было несладко в этом лагере. Все сильно ненавидели коменданта за его жестокое отношение к пленным. За малейшую провинность – избиения и карцер, участились расстрелы и повешения.
Отчаянный поступок
На территории лагеря было большое кирпичное здание старой котельной, которое решили реконструировать под мастерскую для немецких автомобилей. Мешала высокая труба диаметром полметра и высотой тридцать метров. Ее решили демонтировать с помощью тяжелого трактора. Для этого убрали почти все растяжки, удерживающие трубу в вертикальном положении, оставив только три нижних, да и их ослабили. Трактор в тот день не пришел, и трубу оставили в покое. Рядом с этим зданием уже была расчищена просторная площадка, на которую нас выводили для построения. В этот день нас построили сразу после обеда.
Немцы один за другим поднимались на невысокий деревянный постамент и зачитывали разные объявления и приказы. Наконец, на постамент поднялся Крюгер, и из громкоговорителей раздался его ненавистный голос. Кругом сияло солнце, а на коменданта лагеря падала тень от трубы, и его темно-зеленая форма казалась черной. И вдруг тень трубы стала заметно уменьшаться. Это заметил Андрей № 709. Он понял, что ослабленные растяжки не выдержали, и труба стала падать. И если тень от трубы не уходит в сторону, а только уменьшается, значит, она упадет прямо на коменданта лагеря. Этого пока никто не видел, труба была сбоку, а все смотрели вперед. Но зато все увидели, как пленный № 709 сорвался с места и бросился в сторону постамента. Немецкие солдаты растерялись – стрелять нельзя – можно поразить коменданта. Андрей на полном ходу своим телом сбивает коменданта с постамента и вместе с ним падает на землю. И тут же сильный глухой удар о землю возвестил всем об обрушении трубы. Крюгер быстро вскочил. У его ног из-под трубы торчали обломки досок постамента, на котором он только что стоял.
Сильный проиграл
Несколько минут все были в растерянности. Особенно мы, пленные, ненавидевшие коменданта. Труба так «хорошо» падала на коменданта, предзнаменуя нашу радость, а тут семьсот девятый, над которым он больше всего издевался, спас ему жизнь.
В головах всех военнопленных такое действие русского человека не укладывалось. Но, видимо, это не укладывалось и в голове Крюгера. Около часа он был в шоковом состоянии. Почему этот пленный № 709 спас ему жизнь после тех пыток и издевательств, которые он ему учинил? Он знал, что пленные ненавидели его как врага, и это ему было понятно: ведь идет война и он, немецкий офицер, – один из участников этой войны, а на войне, как считал он, выживает сильнейший. И вдруг он стал понимать, что в своей борьбе с безоружным и беззащитным военнопленным № 709 он, вооруженный и сильный офицер, – проиграл. Он явно ощутил свою беспомощность против логики действий этого русского. Он быстро дал короткое распоряжение дежурному офицеру, сел в свою машину и уехал.
Благотворный результат
Андрея отвели в баню, переодели в новый гражданский костюм и подвели к уже вернувшейся машине коменданта. Водитель поспешно, как перед комендантом, открыл перед ним заднюю дверь и, почтительно захлопнув ее, выехал за пределы лагеря.
Андрея больше мы никогда не видели. Но после этого случая немцы стали более лояльно относиться к пленным. Почти прекратились побои, пытки, карцеры, издевательства, улучшилось питание. Вскоре группу пленных, в которой оказался и я, перевели в другой лагерь, его охраняли румыны, и из него нас освободили белорусские партизаны.
Виктор Скрыпников, с. Новая Усмань, Воронежская обл.
Источник: interfax.ru
* * *
ЧУДЕСНОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
Реальная история, рассказанная священником Константином Пархоменко.
Прихожу в храм. Девять утра, то время, когда зажигаются первые лампады и свечи, храм готовится принять людей. Перекрестившись, прикладываюсь к иконе. Поворачиваюсь и вижу, как из глубины храма ко мне идет женщина. Съежившаяся, с искаженным лицом. Сразу видно, у нее какое-то горе или боль. Ее опережает сторож: «Батюшка, женщина ждет вас с восьми утра. А пришла еще раньше, сидела у закрытых дверей храма».
Женщина подходит ко мне, начинает плакать. Но слез у нее уже нет, выплакала все. Она как-то цепляется за меня, потому что стоять ей трудно.
– Что случилось?..
Я беру ее за плечи, заглядываю в глаза.
И вот какую поистине страшную историю она мне рассказывает. Вчера вечером пришли с прогулки с трехлетним сыном, Ванечкой. Она разула в прихожей сына и сама разувалась. А Ванечка – на кухню. А там у подоконника – стул, так что залезть на подоконник легко. На окне – москитная сетка. Малыш залез и облокотился на сетку. И вместе с ней… вывалился в окно. Пятый этаж, внизу асфальт. Она ничего и не поняла, только услышала крик и стук. Такой стук, который не дай Бог кому-то из нас услышать… И все, больше ни звука. Шагнула на кухню и задохнулась: пустое окно и нет ребенка.
Ванечка еще дышал, но был без сознания. Конечно, скорая, реанимация… Врачи никаких шансов не дают. «Если верующая, – говорят, – молитесь». И она ночью – в храм. Он закрыт. Стояла и плакала под дверью, а как открыли, бросилась искать отца Константина.
«Если верующая!..» Конечно, верующая! Два с половиной года назад этого малыша крестили у нас в соборе. Крестил я. И перед Крещением взял слово с родителей и крестных, что будут ребенка приносить и приводить в храм и причащать.
«Батюшка, мы же так и не выбрались за это время!.. – плачет мама, цепляясь за меня. – То одно, то другое. Все откладывали. И вот, самое-то ужасное, что вы, батюшка, приснились мне за несколько дней до этого. Раньше не снились. Я не думала про вас, чтоб вы снились. А тут приснились. В облачении. Стоите и смотрите так строго. И я во сне думаю: зачем батюшка так смотрит? А потом понимаю, что это оттого, что Ванечку не причащаем. И тут же решаю: все, утром пойдем в храм».
Проснулись, в храм не пошли. Решили пойти завтра, но… как это обычно бывает, проспали. А потом выветрился сон, мало ли что, в самом деле, приснится, не ломать же привычный уклад жизни. «Как-нибудь сходим…» Так и не сходили.
– Миленький батюшка, помогите... Не знаю как, помогите!..
Мне было отчаянно жалко ребенка, родителей, но ведь я не знал планов Бога… – Мы можем молиться, чтобы Господь спас малыша, если на то будет Его воля, – говорил я маме. – Мы не можем требовать: обязательно исцели, вылечи…
– Да, да, давайте, умоляю, давайте молиться!
– В таком случае, отпустите меня на службу, – сказал я мягко, потому что женщина так вцепилась в мою куртку – я как вошел в храм, так и был в уличной одежде, – что оторвать ее руки было невозможно.
– Да, да, конечно…
Она отпустила меня, как было очевидно, с неохотой. Так тяжело в одиночку переносить это, так хочется ухватиться за кого-то и держаться…
Я подвел женщину к огромной иконе Пресвятой Богородицы «Всецарица» – в богато украшенном окладе, с десятком разноцветных лампад, возле придела св. муч. Иоанна Воина.
– Стойте здесь и молитесь.
– Я не умею…
– Как умеете. Просите своими словами Богородицу помочь вашему малышу. Я скоро выйду на исповедь. Подойдите ко мне и исповедуйтесь. Попросите у Бога прощения за все свои грехи. Когда начнется служба, отойдите от иконы и встаньте вот здесь. Слушайте службу, все, что диакон говорит, что поется, и молитесь. Потом причащайтесь.
– Надо как-то к этому готовиться, я не знаю, как…
– В этот раз я благословляю причаститься так. Господь хочет вас, как дочь Свою, поддержать и напитать силой, поддержкой. Будьте благодарны за это.
Я прошел в алтарь и сообщил грустную новость присутствующим.
Диакон стал вписывать в свой синодик имя «тяжкоболящего младенца Иоанна». «Отдельную ектенью произнесу», – пробасил он.
Чтецы и пономари также отнеслись с самым неподдельным участием…
Мы приступили к службе. Конечно, помянули малыша на проскомидии – я вынул с особой молитвой о болящем, частицу из просфоры. Положил ее на дискос возле Агнца. Потом – исповедь и Божественная литургия. Мне хотелось, чтобы не только клир, но и народ Божий – члены Церкви, молились об этой ситуации, поэтому с просьбой помолиться о беде я обратился к прихожанам.
Мама младенца Иоанна всю службу стояла, как свечечка, было видно, что искренне молится. Потом она подошла к Причастию, а после службы вдруг, смотрю, исчезла. Однако, когда я заканчивал проповедь, опять появилась в храме. Подошла. Ее лицо было светлым. «Батюшка, простите, я выходила из храма, потому что позвонили из больницы. Сказали, что Ванечка пришел в себя. Сделали повторные снимки и сказали, что все не так страшно, как врачам казалось ночью. Жить будет…»
Потом мы еще молились о младенце Иоанне, и эта женщина каждый день приходила в храм: я так посоветовал. Через, кажется, неделю или чуть больше она принесла к Причастию сына, которого выписали из больницы. Никаких разрывов внутренних органов, никаких переломов, только два ребрышка треснули. Сейчас ходят в храм. Стараются каждую неделю. Ванечка оказался симпатичным и смышленым светловолосым мальчиком, причащаться очень любит. А наши пономари, зная о его истории, наливают ему двойную порцию запивки.
Перепечатка в интернете разрешена при условии наличия активной ссылки на сайт www.nudol.prihod.ru
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения Администратора (см.раздел Контакты).