Преображенская церковь пос.Нудоль Клинского района. - Вопросы-ответы
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Московский Патриархат, Московская Епархия.

Задать вопрос

  
08 Январь 2017

Андрей спрашивает:
Можно ли в домашних условиях пользоваться ладаном или это можно делать только в храме? И что про это сказано в Священном Писании? Спаси Господь.

Прот. Аркадий отвечает:
Совершение каждения в домашних условиях известно с древних времен. Для этого использовалась ручное кадило ( келейная кадильница) - кацея. Богослужебное кадило на цепочках используется для каждения при храмовом богослужении, и употребляется только лицами священного сана - епископами, священниками и диаконами. Эти кадила вошли в христианское богослужение относительно поздно - в 10-м веке, до этого употреблялись ручные кадильницы. Да и самое каждение - приношение Богу жертвы благоухания - появилось только во второй половине 5-го века. Самое же каждение, осуществляемое на жертвенниках кадильных, как стационарных (см. напр. Лк 1:11), так и переносных (ручных кадильницах) (Исх. 25:29, Лев. 10:1, Чис. 7:20, Евр. 8:3), употреблялось в храме Иерусалимском, а до него в Скинии собрания в культе Богооткровенной религии. Однако оно было общеупотребимым и в древних языческих культах (см. Быт. 37:25 - караван благовоний для благоуханного каждения). Что касается келейного (домашнего) каждения, то в Церкви оно широко использовалось как в древности, так и в настоящее время при совершении домашней молитвы, при освящении мест проживания и защите от нечистых духов. Равно как и возжжение свечей и кропление святой водой. Относительно прямых указаний Священного Писания на келейное каждение ничего сказать не могу, кроме того, что таковых не нашел. Но Церковь руководствуется не только Священным Писанием, но и Священным Преданием, которое свидетельствует о келейном каждении и не противится, а принимает его как естественное сопровождение домашней молитвы. Способы совершения такового каждения можно найти на православных сайтах, используя поисковики по терминам "каждение", "кацея" , "кадильница" и т. п.

о.Аркадий Штейнберг.

05 Ноябрь 2015

Александр. спрашивает:
Благодарю за ответ, в нем вся ваша душа открылась, можно больше ничего не спрашивать. Если в человеке нет Святого духа, и он занимается гаданием,то понятно чьей дух отвечает из него. Даже интересно как в таком коротком ответе можно проявить не любовь к погибшим,иронию( обратная сторона жестокосердия)насмешку,паранойю (подозрительность в осуждении священников, этакая каста неприкасаемых в наше время),клевету,и даже как и дьявол искушающий Христа в пустыне словами из Библии: осудили человека во грехе ничего не поняв. А потому, что ни любви к ближнему, ни соответственно Духа святого.Даже житейского опыта нет для психологического ответа. А ведь вопрос был, о вас, мне вас жаль!

13 Октябрь 2015

Александр спрашивает:
Должен ли предупредить человека, что по его вине погибли 9 человек, если этот человек священник? Руководствуясь при этом словами патриарха Алексия:" Молчаньем предается Бог, молчаньем предается человек". Ведь он пойдет в ад, если не узнает что наделал своим благословением и срочно не покается.

Прот. Аркадий отвечает:
На подобный вопрос я уже отвечал (см. на нашем сайте 02 января 2015г. в страничке "Вопросы священнику"). Все слишком непонятно, чтобы ответить удовлетворительно. Непонятно, что означает - "погибли 9 человек". Физически погибли в авиакатастрофе или ДТП? При чем тогда тут священник и в чем его вина? Погибли духовно - вся семья дружно перешла в секту "бога Кузи" или нечто подобное? Опять-таки, что сделал священник? Благословил их на этот шаг? - очень странно и кажется маловероятным. Продолжать далее гадательные упражнения не хочется. Либо напишите конкретно, в чем состоит происшедшее событие, которое Вы квалифицируете как "погибли", и какие действия священника привели к этому. Чтобы можно было понять, о чем идет речь. Второй вопрос: как Вам действовать в сложившейся ситуации. Этот вопрос уместно адресовать к Вашему духовнику. Если такового у Вас нет, то посмотрите на себя повнимательнее и попытайтесь разобраться, какие мотива движут Вами: отомстить священнику, как бы унизив его, или добиться справедливости, или показать себя, или еще что-нибудь. Только кажется, что вряд ли вами движет любовь к брату во Христе. даже если он священник. А насчет того, что он может "пойти в ад", так в этом нужно еще разобраться (см. п. 1). Может и не пойти. А вот мы с Вами, когда лезем напролом, должны еще 100 раз подумать, не окажемся ли в положении тех "правдолюбцев", к которым обратился Христос - кто из вас без греха, первый брось камень.

о.Аркадий Штейнберг.

21 Сентябрь 2015

наталья спрашивает:
Чем отличается православная вера от ислама? Господь один у всех? Или у каждой веры свой бог?

Прот. Аркадий отвечает:
Здравствуйте, Наталия.

Простите, что замедлил с ответом.

Главное и принципиальное отличие православной веры от ислама в том, что для православных, как и для всех христиан, принимающих в качестве гланого вероучительного основания своей веры Священное Писание Нового Завета, содержание которого принимается как Божественное откровение, вместе со Священным Преданием Церкви, которые свидетельствуют, что Иисус Христос есть Сын Божий, равнобожественный Своему Небесному Отцу - Богу, и Сам по природе - Бог, ставший ради нашего спасения человеком, т.е. ставший после воплощения Богочеловеком, никак не умаляя при этом Своего божественного величия. Об этом достаточно полно и лаконично изложено в православном Символе веры, который можно найти в любом православном молитвослове(молитвеннике) в разделе "Молитвы утренние". Ислам не принимает этого вероучения, почитая Иисуса Христа только как великого пророка (пророк Иса) и отвергая Его Божество, крестную смерть и воскресение из мертвых. Для христиан Бог - Святая Троица, три равнобожественных Лица (Личности) - Отец и Сын и Святой Дух, которые при этом суть Единый Бог. Для мусульман Бог - Аллах (евр. Элоах) - строго единственная Личность. Ясно, что эти веры несовместимы.

Господь Бог есть Бог единый (Мк 12,29). Это - первая по значимости заповедь как Ветхого так и Нового Завета. Но разные веры видят Его по-разному. Атеисты вообще не видят и поэтому отрицают Его бытие. Это такая у них вера. Язычники в древности считали, а нынешние и ныне считают, что богов много, и воздают им божественные почести. Это тоже такая вера. Есть множество других верований и вер - это разные вИдения и понимания Божественного, имеющие разные степени приближения, или отклонения, или искажения, или полного отвержения Истины, которая , конечно, только одна, и явлена в полноте и чистоте только в православии. Для православных, естественно.

Надеюсь, что как мог, ответил на Ваши вопросы.

Простите.


о.Аркадий Штейнберг.

02 Январь 2015

Серафим спрашивает:
Что ждет священника по благословению которого погибла большая христианская, многодетная семья.

Прот. Аркадий отвечает:
Вопрос заключает в себе некий парадокс, для разрешения которого нужно либо иметь благодатный дар вИдения тайного смысла, либо предпочесть перебором различных вариантов понимания сложившейся ситуации сообразить, в чем состоит вопрос.
Ни первый, ни второй вариант не являются для меня возможными. Поэтому, если автор действительно ищет ответ на данный непростой вопрос, сначала ему нужно разобраться с тем, чего он сам хочет, или описать предлагаемые обстоятельства с достаточной для понимания степенью конкретности.
К сожалению, в имеющемся виде вопрос выглядит провокационно.

10 Сентябрь 2014

Александр. спрашивает:
Где в Библии говорится, что дети от Бога , а не по естеству. Семья в плену, можно ли идти в бой с оружием, или оставить все на Бога и молится, как сказано в Евангелии. Но помощь почему то не приходит? Слушать ли священников страдающих алкоголизмом, и советующих обращатся к колдунье за помощью. Или тех кто живет не благочестиво и от них часто слышишь тоже, что когда то говорили колдуны?

Прот. Аркадий отвечает:
1. Где в Библии говорится, что дети от Бога, а не по естеству.
То, что дети «не по естеству» не говорится нигде. Дети по плоти рождаются по закону естества, с учетом того, что там, где хочет Бог, побеждается естества чин, «творит бо елико хощет»(Великий покаянный канон прп. Андрея Критского). Так и Господь воплотился, сойдя в девственную утробу Своей Пречистой Матери, сверх естественно, и родился от Нее, не нарушив девства Ее, также сверх закона естества, но по плоти пребывал во чреве Ее и развивался по законам естества.
О детях по духу сказано: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух»(Ин 3:6). О детях в общем смысле сказано:
Вот наследие от Господа: дети – Пс 126:3;
Вот я и дети, которых дал мне Господь – Ис 8:18.

2. Церковь всегда благословляла защиту обидимых и притесняемых, слабых и беспомощных, в том числе и силою оружия, считая это делом правым. И за православное воинство и воинов всегда молилась и молится. Только никто не может отменить слов Христа «все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:52). И сражающиеся воины, если они христиане, готовы отдать за правое дело свою жизнь на поле брани, отдать жизнь временную и наследовать вечную, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(Ин 15:13).
Если же ты не воин, или не готов к этому подвигу души, то можно и трудиться и молиться, помогая общей победе над врагом.
В Евангелии нигде не сказано, что нужно «оставить все на Бога и молиться». То, что должно всегда молиться и не унывать – сказано (Лк 18:1). Но молитва не есть магическое заклинание, приводящее к «немедленному результату», но смиренное прошение. И получение просимого зависит не от желания просящего, а от Бога Всемогущего. О том, почему мы не получаем просимого, см. Иак 4:1-4.

3. Слушать надо тех, кому ты доверяешь в верном понимании воли Божией, которая нам открыта в Церкви, прежде всего в Святом Евангелии Христовом, и далее – в Священном Писании и Священном Предании, опять-таки – прежде всего – в учении святых отцов.
Верное же понимание должно являться в усвоении этого учения в жизни. Чтобы было чему научиться.
Примеры, которые Вы приводите, - очевидно негативные, а вопросы – риторические. Думаю, Вы и сами это понимаете.
Слушать надо Христа Спасителя, и учиться надо у Христа, как сказано – «один у вас Учитель – Христос» (Мф 23:8). Постараемся исправить свою совесть в Духе Христовом, и ее тоже можно будет слушать.

4. Хотя священники поставлены учить свою паству Истине, дар учительства не является автоматическим приложением к сану.
Так что будьте разумны в выборе, кого слушать.

Помоги Вам Господь. Простите.

06 Август 2014

Ангелина спрашивает:
Здравствуйте, Батюшка! Хотели бы покрестить мою двоюродную сестренку (4 года) в Вашем Храме в ближайшее время. Подскажите, пожалуйста, как это можно сделать? Нужно ли крестным родителям предварительно проходить беседу? Нужна ли предварительная запись?
СпасиБо!

Прот. Аркадий отвечает:
Здравствуйте.

Простите за задержку ответа, на то были причины. Возможно сейчас он уже не актуален для спросившего, но пригодится впоследствии для других.

Для крещения младенца или малолетнего отрока необходимо, чтобы РОДИТЕЛИ и ВОСПРИЕМНИКИ (так правильно называются "крестные") прослушали (поучаствовали) цикл из нескольких огласительных бесед, подготавливающих участников к таинству Крещения самих участников, их детей или находящихся под их опекой и занимающихся их воспитанием.

Эти беседы охватывают определенный объем сведений о христианском вероучении, церковной и христианской жизни, и предполагают, что их участники не только примут к сведению содержание этих бесед, но и станут на путь применения их в своей жизни, вхождении в благодатную жизнь Церкви Христовой и введении в нее своих детей на основании их христианского воспитания.

Этот процесс называется воцерковлением и необходим для отдалившихся от Церкви христиан. Обычно для этого необходимо 3-4 беседы примерно по 45-60 минут. Если же родители и крестные являются людьми церковными, или уже участвовали в огласительных беседах, то бывает достаточно одной беседы для уточнения некоторых конкреных моментов предстоящего таинства. Эти беседы не обязательно проходить в том храме, где предполагается совершение Крещения, но в таком случае необходимо иметь справку настоятеля того храма, в котором родители или крестные участвовали в огласительных беседах. Разумеется, что формальный подход в таких вопросах недопустим, также как и пренебрежение к принятом в Русской Православной Церкви в настоящее время положением вещей, касающихся подготовки к таинству Святого Крещения.

В нашем приходе таинство Крещения совершается довольно редко, всего несколько раз в году, поэтому никаких предварительных записей нет, но необходимо договориться со священником в дне и времени совершения таинства. В случае экстренных обстоятельств (опасности для жизни ребенка, например), Крещение совершается незамедлительно при условии исповедания родителями и крестными православной веры и готовности осуществить христианское церковное воспитания ребенка.

протоиерей Аркадий Штейнберг.

14 Февраль 2013

Елена спрашивает:
Здравствуйте, батюшка.
Посоветуйте, как быть: пожилые родители - крещенные, но не воцерковлены. У отца больное сердце, по словам врачей жить ему еще полгода. Дочь (верующая женщина)пытается говорить о необходимости причащения, но мать против - говорит, что это нужно только непосредственно перед смертью. Человек старой советской закалки - переубедить пока не получается. Отец находится под сильным влиянием жены, и против ее воли не пойдет. Как лучше молиться о данной семье? Кому?
Подскажите, в каких случаях можно читать Евангелие за конкретного человека(с молитвой о спасении ближних)? Нужно ли брать на то благословение?

Прот. Аркадий отвечает:
Как быть в конкретной ситуации, может ответить только человек, знающий ее конкретно или получивший откровение. Я не отношусь ни к одной из этих категорий, посему попробую ограничиться некоторыми общими указаниями.

1. Если хочешь спасти других, даже самых близких и любимых - начинай с себя. Сам приближайся к Богу старательным исполнением Его заповедей (Евангельских) и духовной жизнью (молитвенной, церковной, покаянной и таинственной). "И Отец твой, видящий тайное" (желание твоего сердца), "воздаст тебе явно" (разрешением тяготы этой ситуации). Об том говорит Христос - о сучке в чужом глазу при бревне в своем, об этом прямо ответил прп. Серафим - "стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся".

2. Нужно помнить, что "никтоже благ, токмо един Бог", "хотяй всем спастися и в разум истины приити". И только Он может мертвых (духовно) воскресить и из камней воздвигнуть чад Аврааму (отцу верующих). Но при этом и наши усилия необходимы, потому что Он должен быть хоть кому-то нужен в Вашей семье. Кто-то в этом Вашем соединении должен приносить Богу живую молитвенную жертву, ходатайствующую о спасении всех вас.

Это - самое важное, потому что Вы уже видели, что наша художественная самодеятельность ни к чему плодотворному не приводит, но бывает еще хуже. Лучше вести себя максимально корректно и делать добро по любви к нуждающемуся, не насилуя его и не ломая. Трудиться и надеяться на Бога, и не унывать (притча о неправедном судии). Ибо нет пророка во отечестве своем, и врач не пользует домашних своих.

3. Из молитв проще всего постоянно творить молитву Иисусову (в варианте "помилуй нас"), и апостолов:"Господи, умножь в нас веру".

4. Раз Вас не слушают, это не означает, что никого не будут слушать. Попробуйте пригласить домой священника под благовидным предлогом - освящение квартиры или для совершения молебна об исцелении болящего (желательно с водоосвящением). А после устроить небольшое чаепитие с беседой в непринужденной обстановке. Это может разорвать патовую ситуацию и дать новый импульс для дальнейшего движения.

Вот кратко все соображения, пришедшие мне на ум. Положение сложное, но не безнадежное. Лучше поистине обратиться в последний день своей жизни, чем имитировать его заранее без веры, "на всякий случай", и в таком положении не прийти ко Христу.

Простите, если в чем-то ошибаюсь. Вообще же это вопрос к духовнику.

о.Аркадий Штейнберг.

26 Ноябрь 2012

р.Б. Анна спрашивает:
Батюшка, благословите.
В канун Рождественского поста маюсь вопросом: допустимы ли при сухоядении соль (выварочная), сахар (опять же, варится при производстве), чай (варёной водой заливается). В литературе и среди людей встречаю разные мнения.
В прошлом году именно этот пост по монастырскому уставу держала, в дни сухоядения питалась без соли, сахара, горячих напитков (как сама поняла термин). Тяжеленько в такие дни приходилось, но выдержала с Божьей помощью. И получила результаты - многое переосмыслила, по другому взглянула на жизнь и др. С одной стороны - не хочется устраивать себе "лишних мучений". А с другой - не хочу остаться без плодов поста. Тем более из-за поблажек, которые могла бы не допускать.
Р.S. Чревоугодие - один из самых главных моих грехов.
Спаси Господи.
С уважением, р.Б. Анна.

Прот. Аркадий отвечает:
Дорогая Анна, здравствуйте.

Господь да благословит Вас.

Тот вопрос, которым Вы мучаетесь накануне Рождественского поста, следует адресовать духовнику, который знает Вас, Ваше духовное состояние, Ваше жизненное устроение и которому Вы доверяете. И который способен различить, что для Вас благо, а что - нет в плане проведения поста, и благословить тот или иной образ его прохождения.

Если же такового у Вас нет, то могу посоветовать Вам держаться царского, т.е. срединного (в смысле строгости) пути, не уклоняясь ни направо - в чрезмерную скурпулезность, ни налево - в беспечность небрежения. Чтобы проводить пост, как мне кажется из Вашего вопроса, так "правильно", нужно иметь либо монашеское устроение жизни в монастыре при постоянном контроле Вашего духовного состояния со стороны старца, или постоянное общение с ОПЫТНЫМ духовником (в миру). В противном случае таковые вопросы мне представляются несущественными для Вашего преуспеяния. Более того, слепое следование внешним формам строгости, может оказаться для Вас душевредным, т.к. приведет Вас к высокоумию, мнению о себе, самодовольству и всепожирающей гордыне. Нужно еще посмотреть, что это были за результаты, о которых Вы упоминаете, и каковые желаете пожать плоды. Ведь из Ваших слов кажется, что все здесь зиждется на САМОоценках и САМОощущениях, а это путь крайне ненадежный, как сказано (кажется) у прп. Иоанна Лествичника: "Видел ли ты прельщенного? Знай, он поверил себе".

Для новоначальных, каковы практически мы все являемся, полезное умеренное и посильное проведение поста внешнего, при внимательной молитве, регулярном приобщении Св. Тайн и по возможности чистой исповеди и мирном и терпеливом устроении души. "Плод же духовный есть ..." (Гал. 5, 22-24). Также и Иак. 3,18.

Теперь о конкретных вопросах. Ни соль, ни сахар, ни горячая пища при посте в мирских условиях не возбраняются при умеренном употреблении по потребности, а в монастырских употребляются по благословению, ради святого послушания, которое, как известно, выше поста и молитвы.

Простите, ответил, как понимаю. Мог и ошибиться. Помоги Вам Господь.

о.Аркадий Штейнберг.

13 Ноябрь 2012

Татьяна спрашивает:
Мой телефон 916-207-38-64